Доброе дело для Господа, Виноградов Д.В.

Многие ищут возможности встретиться со знаменитостью, тратят время, силы, средства, чтобы постоять рядом, сфотографироваться вместе или, хотя бы,  увидеть издалека. У каждого человека существуют свои кумиры. Для одного определенная  знаменитость является предметом восхищения и обожания, а для другого – она будет пустым местом.
         

Так же обстояло дело и в те времена, когда Иисус ходил по земле. Для одних Он был Великим Учителем,  а другие не видели в Нем ничего особенного,  и даже некоторые искали Его убить. Но от того, как к Нему относились, не менялась Его суть. Он оставался Божьим Сыном, в руке Которого вечная жизнь и вечная погибель. Так и сегодня, от нашего отношения к Иисусу зависит не только наша повседневная жизнь, но и то, каким будет итог нашей жизни.

Отрывок из Евангелия от Марка 14:1-11 показывает нам несколько категорий людей, у которых было разное отношение к Иисусу. Все эти события происходят на фоне приближающегося праздника Пасхи и Дней Опресноков. В эти особенные праздники Бог дал время для размышления над историей о том, как Он особенным образом вмешался в историю человечества и выделил Свой народ из среды других. Бог явил Свою славу и силу в Египте в такой мере, что еще многие поколения евреев и окружающих народов со страхом вспоминали эти события.

Первыми действующими лицами в предложенном отрывке, с которыми мы встречаемся, становятся первосвященники и книжники. Восемь раз в Евангелии от Марка (8:31; 10:33; 11:18; 11:27; 14:43; 14:53; 15:1; 15:31) автор упоминает этих действующих лиц вместе. Уже в первом упоминании о них (8:31) сказано, что именно они станут инициаторами страданий и смерти Господа, – Сам Иисус предсказывает это. Во всех последующих текстах видно исполнение Его слов. Происходит развитие конфликта между Иисусом и первосвященниками с книжниками. Конечная точка этого противостояния – это события в Марка 15:31, где первосвященники и книжники вместе наблюдают за страданиями Иисуса и насмехаются над Ним.

Марк показывает несправедливость принятого первосвященниками и книжниками решения. Согласно Закону Моисееву, их ответственность пред Богом и людьми  – совершать справедливый суд (Вт.17:8-13; 19:16-21). Здесь их решение – это прямое нарушение 10-ти заповедей:«не лжесвидетельствуй» и «не убий». Обман и убийство без законных оснований является преступлением против Закона. Автор также раскрывает причину, почему это желательно делать не в праздник. Возмущение народа может помешать исполнению замысла, убить Иисуса. При прочтении этого отрывка у читателя возникает естественный вопрос:«Сможет ли осуществиться план убийства Иисуса?» Обозначен конфликт, и осталось всего лишь два дня, чтобы этот план исполнился.

Марк дает подробное описание местонахождения Иисуса в то время, когда Его ищут убить. Оказывается, Он совсем недалеко от Иерусалима. Евангелие обращает внимание на характеристику этого дома – это дом прокаженного. Прокаженному было запрещено находиться в обществе народа Божьего до момента его полного исцеления (Лев.13:45-46). Он не мог находиться в общении с остальными людьми, пока священник не объявит его чистым. Как видно из текста, не только Иисус и Его ученики находились в доме прокаженного, но и некоторые другие люди. Следовательно, качество «прокаженный» говорит не о состоянии Симона на тот момент, а на то, в каком состоянии он находился прежде. Что стало причиной его исцеления неизвестно, и это вызывает у нас естественный вопрос:«Не Сам ли Иисус исцелил его?» Показан контраст между отношением к Иисусу со стороны первосвященников с книжниками и со стороны Симона. Первые ищут Его убить, второй пригласил Его к себе в дом. Если в начале главы у читателя возникает беспокойство и вопрос:«Где же находится Иисус, когда Его решили убить?»,  то здесь Марк дает ответ – Он находится в известном месте, совсем недалеко.

Далее на первый план выступает женщина. При ее описании автор не уточняет, кто она такая, но обращает внимание на сосуд в ее руках, и на его содержимое. В сосуде находится нардовое миро чистое и многоценное. Изначально это описание имеет значение именно для читателя, поскольку присутствующим в доме ничего не известно о содержимом сосуда и о его качествах. Таким способом автор привлекает все внимание читателя на ценность принесенного женщиной. Марк мастерски задерживает наше внимание на сосуде с миром, а затем следует быстрая развязка:«разбив сосуд, она вылила Ему на голову». Она совершает этот поступок неожиданно, и мы остаемся в недоумении: «Зачем она это сделала?» Также чувствуют себя и окружающие, а затем они пытаются осмыслить произошедшее. С этого момента участие женщины в сюжете прекращается, она отходит на второй план. По логике вещей, ожидается ответная реакция Того,  Кто стал объектом  действия женщины. Но этот порядок нарушается, на сцену выходят другие персонажи, а Иисус по-прежнему остается в стороне и молчит. Почему?

Теперь Фокус смещается на тех, кто «рассуждает между собой». Автор не конкретизирует, кто эти «некоторые», – ученики или же другие,- он обращает внимание лишь на качество их действия, они «вознегодовали». В Евангелии от Марка во всех случаях употребления фразы: «и говорили между собой»,  автор выделяет, прежде всего, участников диалога, но из этой группы исключается главное действующее лицо – Иисус. Он по-прежнему не у дел. Эта фраза является указателем на содержание этих рассуждений. Она состоит из двух частей. В первой её части содержится оценка поступка женщины, во второй – причины, объясняющую эту оценку. Этот диалог не просто о трате мира, но именно о способе его использования –  излитие мира на голову Иисуса. Так эти «некоторые» не только оценили поступок женщины, но и голову Того,  Кому это миро было вылито. Миро истрачено, его ценность не вернуть, и это пустая трата. Говорящие «между собой» выступают в качестве экспертов, знающих настоящую стоимость использованного миро, и имеющих лучшее понимание, кому будет больше пользы от раздачи вырученных денег. Исходя из расчета, что один динарий – плата работнику в день, то стоимость этого миро примерно равна годовому доходу обычного рабочего. «Раздать его нищим» – аргумент выглядит разумным, но что стоит за ним? В отличие от современного гуманистического общества, евреи 1-го века были более озабочены соблюдением преданий старцев и заповедей Закона Божия, чем различными социальными программами. Поэтому высказывание о раздаче цены миро нищим стоит рассматривать не как стремление позаботиться о неимущих, а как желание этим угодить Богу. Жертвовать бедным стало частью традиции, особенно перед наступлением великих праздников. Их слова – это выражение благочестивого негодования относительно утраченной возможности что-то сделать ради Бога. Они «строго выговаривали ей», она утратила возможность сделать благоугодное Богу.

Но тут в дебаты включается Иисус. Его ответ появляется в тексте в самый напряженный момент, когда  читатель ожидает услышать окончательную оценку этому конфликту и его участникам. Речь Господа начинается с императива:«Оставьте её!» И, хотя эти слова не передают эмоционального состояния говорящего, они призваны вызвать определенные чувства. Первой этой фразой Иисус сразу прекращает упреки в сторону женщины и показывает Свое отношение к происходящему. Само это восклицание не дает ответа, кто прав, а кто виноват. Оно становится лишь вступлением к последующей речи Иисуса.

Следующей фразой, Иисус дает оценку поступку женщины. Она сделала хорошее дело для Него. Господь сделал акцент на качестве поступка, совершенного женщиной. Её дело «хорошее для Него», так Он  противопоставляет свое мнение, мнению остальных. В речи противников женщины об Иисусе не было сказано ни слова, и весь ее поступок назван «напрасной тратой». Такое высказывание показывает, хотя может и отчасти,  об их отношении к Иисусу. Оказывается, потратить ценное миро на голову Иисуса, отнесено к категории бесполезных дел. Но высказывание Иисуса ставит перед читателем вопрос:«Почему дело женщины следует считать добрым и как это связано с Самим Иисусом?»

Далее в речи Господь противопоставляет действия, которые можно совершить для бедных, тому, что  делают для Него. Ценность этих действий определяется тем, ради Кого и почему были совершены. Иисус подтверждает Свою оценку поступку женщины несколькими аргументами. В первом утверждении Он ссылается на аргумент ее противников. Повторяя их слова, Иисус направляет размышления слушателей в другом направлении. Он делает акцент на слове «всегда»,  и оно связывает воедино все высказывание Господа. «Всегда» служит фоном для идеи всего предложения. Нищих всегда можно найти рядом, и это неоспоримый факт. Первый вывод Иисуса:«Когда хотите (в любое время, всегда), можете делать бедным доброе». В этом выводе акцент сделан сначала на условии:«когда хотите». Вопрос не в том, хорошо или плохо жертвовать бедным, а в том, есть ли у них это желание что-то делать для бедных. Второй акцент в этом высказывании сделан на качестве действия по отношению к бедным посредством. Бедные есть всегда, но доброе ли действие совершается по отношению к ним? Так Иисус ставит под сомнение мотивацию заботы о бедных у Своих оппонентов. Эта тема особенно важна перед наступлением великих праздников. Бедные есть всегда, но именно перед праздниками они могут получить больше подаяний, чем обычно. Возникает вопрос, почему люди им жертвуют: ради заботы о них, или чтобы отдать дань традиции? Закон предписывает заботиться о бедных и нищих постоянно, а не только по особенным дням. Кроме того, в Писании немало примеров несправедливого отношения к бедным, за что гнев Божий неоднократно изливался на Израиль в прошлом. Когда забота о бедных становится формальной частью традиции, это показывает поверхностное отношение и к Божьему Закону.

Свое высказывание Иисус заканчивает контраргументом: «Меня же не всегда имеете». Если Иисус не всегда с ними, то есть ли у них желание делать Ему доброе? Какое доброе дело они уже сделали Иисусу? Эти вопросы не заданы вслух, но логически вытекают из размышлений над Его словами. Поступок женщины это не гипотетически возможное действие, но уже совершенный акт. Далее Иисус объясняет его значение и ценность.

«Она сделала, что могла: заранее помазала тело Мое для погребения», – эти слова связывают поступок женщины с тем, что ожидает Иисуса в будущем. Оказывается, она стала участницей определенного Божьего замысла, приготовив тело Господа к смерти. То, что было названо ранее «напрасной тратой миро», теперь обретает иной смысл. Действие женщины было исполнено по отношению к Иисусу, и именно Он определяет его цену. Не ясно, было ли участие женщины в судьбе Иисуса намеренным актом подготовки Его к смерти, или же ее действие было мотивировано желанием что-то сделать для Иисуса, исходя из тех ресурсов, которыми она обладала. Она сама, как, впрочем, и ученики, не понимала, что ожидает Господа вскоре. Своим поступком она оказала честь Господу. Акт погребения имел особенное значение для евреев. Приготовление тела умершего к захоронению, в том числе и миропомазание, было проявлением почтения к усопшему. Иисус умер смертью преступника, но Его телу было оказана почесть, как богатому человеку. Это стало частью исполнения пророчества, записанного у пророка Исайи 53:9:«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Миропомазанием женщина проявила должное почтение Иисусу.

В 9-м стихе записано итоговое высказывание Иисуса, подводящее черту всей Его речи. Господь говорит о воздаянии женщине в будущем. Обращение:«Истинно говорю вам», – звучит как клятва. Иисус выступает в качестве гаранта исполнения Своего обещания, ибо клянущийся дает обет исполнить свои слова. «Где ни будет проповедано Евангелие во всем мире, и о том, что сделала она, будут говорить в воспоминание о ней». Так показана тесная связь проповеди Евангелия и упоминание «хорошего» дела женщины. Эти слова – кульминация речи Иисуса. Так Он объясняет, каким будет отношение к случившемуся в будущем. В тексте сделан акцент не на ценности потраченного миро, но на самом действии женщины. Возможно, присутствующие в доме Симона не понимали, в чем заключается проповедь благой вести в целом мире. Но эти слова имеют особенное значение для нас, читателей Евангелия от Марка, ибо мы уже знакомы с проповедью о Христе после Его смерти и воскресения. Мы увидели, как слова Иисуса воплотились на практике. И для нас важно понимать, что Евангелие напоминает не только о Самом Иисусе, но и о тех людях, которые окружали Его, были вовлечены в Его жизнь и служение, и как Сам Господь оценивал их служение.

В 9-м стихе повествования о событиях в доме Симона резко обрывается. Внимание читателя смещается на других действующих лиц, находившихся до этого в стороне. Прежде всего, акцент в 10-м стихе сделан на Иуде Искариоте, одном из Двенадцати. Имя этого персонажа первый раз употреблено в Марка 3:19, где описано избрание двенадцати. Первое описание Иуды уже дополнено уточнением: «Который и предал Его». В Марка 14:10 автор вновь упоминает этого героя, вынуждая читателя вновь вспомнить об этом действующем лице и о том, чем он известен. Автор показывает контраст отношения к Иисусу Иуды и женщины, принесшей миро. Это, в свою очередь, вынуждает и читателя задаваться вопросом о своем личном отношении к Иисусу и на какое дело мы готовы ради Него. Действие Иуды противопоставлено событиям в предыдущем отрывке. То, что он сделал, нельзя назвать добром по отношению к Иисусу. Он решил сделать то, на что он был способен, в отличие от того, на что была способна женщина и какую жертву принесла. Но в тексте также нет причин, объясняющих его поступок. Если женщина порадовала Господа, то Иуда порадовал первосвященников. Заговор против Иисуса, составленный вместе с книжниками, теперь мог осуществиться через одного из Двенадцати. Это неожиданное, но радостное для них известие. Они даже проявляют готовность отплатить Иуде «серебром». Их обещание становится дополнительной мотивацией для Иуды. Марк не раскрывает и никак не объясняет причины, побудившие Иуду предать Иисуса. Его поступок происходит внезапно, без всяких причин. Это приводит читателя в недоумение, заставляет задаваться вопросом, почему он так поступил? Обещание первосвященников дать Иуде «серебро» лишь усиливает его первоначальное стремление. Но что стало отправной точкой для его решения неизвестно. Ценность платы, обещанной предающему ученику, несравненно мала со славой, обретенной женщиной вследствие ее жертвы. Дальше в тексте мы можем увидеть, как Иисус оценил поступок Иуды. Его ожидает великое горе, так что лучше ему и вовсе не нужно было рождаться.

Есть различные причины тому, как мы относимся к Иисусу. От этого зависит, что ожидает нас в будущем: слава или бесчестие. Мы недоумеваем, как один из тех, кто видел дела Иисуса, слышал Его слова, был свидетелем Его славы, решился предать Господа? Но и сегодня Бог не перестает совершать Свои дела среди нас. Вопрос лишь в том, позволяем ли мы Богу влиять на наше сердце? Господь предлагает нам близкие, семейные отношения с Ним. Он предлагает Свою заботу сегодня и в вечности.  Остается лишь признать Иисуса Господом и жить для Него. Тратить свою жизнь на Господа – не напрасное дело, его ожидает великое воздаяние. Но выбор необходимо делать сегодня, каждый день. Господь считается с нашим решением, но ожидает, что мы сделаем правильный выбор, предпочтем Его всему остальному.

9 сентября 2021

Похожие статьи

Comments are closed.