Значение духовного роста, Катыш Алексей, интервью

Катыш Алексей несет служение в г.Новоалтайске. Он обучается на Магистратуре в семинарии. В октябре 2020 года он защитил свою квалификационную работу на степень Бакалавра богословия.

–              Расскажи, пожалуйста, о теме и о содержании твоей исследовательской работы.

«Тема моей квалификационной работы: «Значимость духовного роста согласно 2-го Петра 1:1-11». Почему я писал именно на эту тему? Причина в том, что меня всегда интересовал вопрос о духовном росте возрожденного человека в контексте спасения. Как должно проявляется действие Бога в человеке, обратившемся ко Христу? Очень часто можно встретить неправильное понимание этого вопроса, в особенности, неверное представление о духовном росте. Существуют две крайности. Первая, это уверенность в том, что если ты спасен однажды, то спасен навсегда и, в принципе, уже не важно, что ты делаешь и как живешь. Вторая крайность в том, что если не будешь что-то делать, то обязательно погибнешь, потеряешь спасение. Одним из текстов, на который чаще всего обращаются при решении этого вопроса, это отрывок из 2-го послания Петра 1:1-11. Это именно тот текст, на основании которого я сделал свое исследовательскую работу. Этот отрывок давно меня интересовал. Я уже писал по нему курсовую работу, когда учился на 2-м курсе. Но это была работа объемом всего лишь в 10 страниц. Это слишком маленький объем для того, чтобы всесторонне осветить мой вопрос. Мне захотелось продолжить эту работу. Читая комментарии на этот текст на русском языке, я увидел, что в них не хватает ясности при объяснении этого отрывка. Эти комментарии не дали мне ответов на мои вопросы. Я решил более глубоко изучить вопрос о значении духовного роста и его взаимосвязи со спасением.

Одна из проблем толкования этого текста связанна с тем, что многие комментаторы боятся связать вопрос спасения с духовным ростом человека. Понимание текста в таком ключе может привести к неправильному объяснению причин спасения, то есть, что спасение зависит от дел, а это ересь полупелагианства или что-то ему подобное. Богословие, определенные предпосылки, становятся причиной некоторого предпонимания текста, влияющие на его толкование и понимание. Я поставил перед собой задачу, чтобы самому разобраться со значением этого отрывка. Изучая 2-е послание Петра, я увидел, как автор учит, что Бог спасает благочестивых людей и наказывает нечестивых. В послании приведено много примеров из Ветхого завета, где Бог спасает людей живущих благочестиво, а когда кто-то живет нечестиво – Бог их судит. Фоном этого послания было то, что лжеучители прокрались в церковь. Они отрицали второе пришествие Иисуса Христа. Этим они также отрицали Божий суд. Если нет пришествия, то и нет суда, а значит, нет и наказания за проступки. Но все Писание говорит о том, что Богу угодна благочестивая жизнь. Лжеучители пытались совместить учение о благочестии с вопросом спасения. Для доказательства своих взглядов они использовали искаженное понимание учения апостола Павла. Павел в своих посланиях говорит  о спасении по вере и исключительно по благодати. И поэтому лжеучители утверждали, что не важно, как человек живет, прилагает он усилия, чтобы быть благочестивым или нет. Они распространяли свое ложное учение, и это у них достаточно хорошо получалось. 2-я глава послания Петра говорит, что они совращали неутвержденных людей в церкви. У этого послания есть хорошее применение для нас сегодня. В церкви тоже есть множество лжеучителей утверждающих, что духовный рост и освящение необязательны. Но в тексте 2-го своего послания апостол Петр закладывает основание для учения о необходимости духовно возрастать и освящаться. Он призывает и даже требует от верующих жить свято. В этом процессе необходима божественная сила Иисуса Христа. Господь дает верующему новую природу, делая его соучастником божественного естества. Для этой природы характерны качества самого Иисуса Христа. Господь призывает людей своей славою и благостью. Он являет приме Своих совершенных нравственных качеств. Проявления этих качества Он ожидает увидеть в верующем.

Еще в этом послании придается большое значение познанию Бога, познанию Иисуса Христа. Это познание противопоставляется знанию лжеучителей. Если посмотреть на все послание, то Петр показывает, в чем заключается знание лжеучителей и к чему оно ведет. Он сравнивает таких людей с вымытой свиньей, когда  возвращается валяться в грязи, а еще с псом, возвращающимся на свою «блевотину». Но Петр показывает, что есть и другое знание. Он говорит, что если верующий должен возрастать в познании Господа. Это включает в себя личные отношения с Богом и знания, которые мы получаем из Библии. Если ты растешь духовно, то обретаешь качества Христа, и это ведет к еще лучшему познанию Господа и Его характера. Лучше познавая Его характер, ты лучше можешь проявлять качества Господа в своей жизни. Знания лжеучителей не приводили их к преображению в образ Господа. Их познания были поверхностными, они так и не познали Господа.

Апостол Петр призывает читателей, подтверждать своим духовным ростом свой статус христианина. Когда происходит духовный рост, тогда христиане успешны в познании Христа, они не попадутся на уловки лжеучителей. 10-11 стихи 1-й главы связывают спасение и возрастание во Христе. Этот отрывок ключ к понимании всего послания. Петр учит, что успех в познании Господа позволяет уверенно идти дорогой в царство Иисуса Христа. Это познание помогает избегать путей, предлагаемых лжеучителями. Верующим предоставляется не просто «свободный», как мы читаем в синодальном переводе, а «щедрый» или «богатый» вход «в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Этот вход нужно понимать как окончательное спасение. Он уподобляется триумфальному шествию победителя. Его ценность и значимость не в том, что человек входит в небо своими усилиями, это не спасении по делам. Это спасение – щедрый дар Бога. Вместе с ним Он дарует нам приобщиться к Его природе, к «Божественному естеству». Но «Божественное естество» нам необходимо понимать не как качество природы Бога, его мы никогда не сможем обрести. Это качества характера Иисуса Христа. Как это связано со спасением? Петр противостоит лжеучениям, ведущих людей к отступничеству. Он учит, что путь лжеучителей ведет в погибель. Пасторский замысел апостола Петра в том, что читающий это послание должен внимательно посмотреть на себя, на свое духовное состояние. Понятно, что в церкви трудно найти таких людей, о ком можно было бы сказать, что у них все хорошо, что они духовно растут и никогда не падают. Но это послание помогает увидеть само направление жизни человека. Путь лжеучителей и тех, кто последовал за ними, не имеет никакого отношения ко спасению. Человек, оказавшийся в таком состоянии, не возрастал духовно. Он мог участвовать в жизни церкви, даже принять крещение, но так и оставался невозрожденным. Естественным следствием возрождения является духовный рост и освящение. Петр призывает своих читателей проверить себя и если у них есть эта проблема, чтобы обратились и покаялись.

Пренебрежение духовным ростом опасно, с этим нужно считаться. С одной стороны, некоторая пассивность в отношении возрастания во Христе не ставит полностью под сомнение мое возрождение и спасение, но должна заставить меня задуматься, правильно оценить свое состояние. Что еще важно? Возрастая духовно и  преображаясь в образ Христа, начинаешь лучше понимать самого Господа, то, как Он проявлял эти качества, живя на земле. Во время Своей жизни на земле Господь был полностью человеком и полностью Богом. Сталкиваясь в повседневной жизни с необходимостью проявить качества благочестия, Он одерживал победу над грехом в разных обстоятельствах. Размышляя над Его поступками, лучше понимаешь характер Бога, и это помогает уподобляться Христу. Проблема человека, остающегося в своих познаниях о Боге лишь на уровне интеллекта в том, что он так и не проникся истиной, так и не возродился. Такой не способен бороться с грехом, всегда к нему  возвращается. Если в жизни нет движения вверх, к небесному, то становится только хуже. Это еще один повод задуматься над своим духовным состоянием и обратиться к Богу в покаянии». 

05.11.2020

Похожие статьи

Comments are closed.