Есть ли польза от семейного образования? Козлов Александр, интервью

Я дьякон в церкви «Источник жизни», г.Новосибирск. Сейчас, в основном, я занимаюсь детским служением. Акцент в своей работе я делаю на подростках, которые постепенно переходят в молодёжь. Также я помогаю в воскресной школе. Ну и конечно, я проповедую в церкви, провожу изучение Библии в домашней группе.

Главный вопрос, который возникает при работе с детьми, связан с извечной проблемой взаимоотношений отцов и детей. Возрастные особенности разных поколений часто становятся причиной непонимания и разногласий. Порою я испытываю трудности барьер при общении с детьми, а в особенности с подростками. Им 15 лет, а мне – 38. Иногда я даже не понимаю слова или высказывания, которые употребляют подростки. Приходится «гуглить», чтобы научиться говорить с ними на одном языке. Очень часто я пытаюсь мысленно вернуться в прошлое и вспомнить, каким был я сам в их возрасте, какие у меня были ощущения в то время, как и о чем я думал, что тогда было для меня важно. Становится ясно, что их заботы и беспокойства имеют наиважнейшее для них значение. Многие взрослые даже не понимают, что происходит с детьми. Для подростков их проблемы играют важную роль. Для них это вопросы мировой значимости, а для взрослого эти переживания кажутся ерундой. И поэтому я считаю необходимым проникнуться их внутренним миром, научиться им помогать, уметь общаться и стать для них другом. Благодаря этому, они не будут искать ответы где-то вне церкви, но придут ко мне как к молодёжному пастору. Они смогут поговорить и исповедоваться в своих грехах, попросить помощи и совета в решении своих проблем.

Все дети в нашей церкви выросли в семье верующих. Они все знакомы с Библией, слышали о пути спасения, даже знают некоторые доктрины Писания. К сожалению, не все из них имеют отношения с Богом. В этом и заключается главная их проблема. И может оказаться так, и это уже происходит, что дети вырастают лицемерами. В церкви на общении они знают, как себя вести, как правильно отвечать на вопросы, а на улице и в школе это совершенно другие люди. Это хорошо заметно даже невооружённым взглядом. При этом складывается впечатление, что они сами пока не видят в этом проблемы. Возможно, это связано с их возрастными особенностями. Я надеюсь, что со временем благодаря нашим молитвам и участию в их жизни Дух Святой коснётся их сердец. Он будет их обличать, и в определённый момент жизни они сделают выбор быть со Христом. Я надеюсь, что они уже не смогут жить двойной жизнью, жизнью лицемера, но примут решение пойти за Господом.

Уже сейчас есть подростки и молодые люди, которые сделали свой выбор в пользу Христа. Они теперь готовятся к крещению. Но как можно узнать об их решении? Это видно через их покаяние. Оно приносит  заметные плоды в их жизни. Даже если обращения не произошло, то можно заметить, что у многих из них есть страх перед Богом. Они понимают, что если покаются, то должны посвятить свою жизнь Богу, дать обещание быть Ему верным. Им понятно, что появится ответственность следовать за Христом. Но до тех пор, пока они не покаялись, они остаются в подвешенном состоянии и даже позволяют себе быть свободными в каких-то вопросах.

Возникает вопрос, почему дети, выросшие в семье верующих, не всегда готовы следовать за Богом. Мои дети сейчас обучаются на семейном образовании. Некоторые из них раньше ходили в школу, а теперь учатся дома. Я заметил, что трудности у моего сына начались ещё в детском саде. Я помню, как он приходил очень расстроенный. Когда я старался узнать причину его огорчения, понять, в чём была суть его проблемы, он делился своими переживаниями. Он спрашивал меня, почему всё то, чему мы его учим дома об истине, о жизни с Богом, о Самом Господе отсутствует в детском саду, куда он ходит. Там совершенно другая жизнь. Там он чувствует себя одиноко. От этого ему было очень тяжело, притом и в себе самом он видел грехи. Я благодарен Богу за Его милость, что он мне исповедовался тогда. Я узнал, что у него были такие же желания, как и у других детей. Он хотел грешить, баловаться в садике, делать все то, что делали остальные дети вокруг него. Мы молились вместе с ним, вместе со своей супругой, но не знали, что мы можем сделать. А наш сын по-прежнему оставался одиноким среди других детей. Ему нужно было либо проявлять свою веру, оказавшись один на один против всех, либо становиться таким же, как и другие дети.

В таких беспокойствах проходило время, пока он ходил в детский сад. Но потом началась школа. Там продолжилось то же самое, а давление оказалось ещё жёстче. И в тот момент у нас возникла идея перевести детей на семейное обучение. Мы много об этом думали, молились. В итоге мы приняли решение забрать детей из школы.

Я понял в тот момент, что окружающая атмосфера очень сильно влияет на детей. Очень важно понимать, в какой среде оказались наши дети. Мы увидели, что неверующие подростки абсолютно не способны контролировать себя. Нам пришлось изолировать сына от общества, в котором он находился. В конечном счёте, он стал общаться только с детьми из семей верующих в церкви. Большинство наших родственников христиане.

Для чего мы так поступили? Ребёнку с раннего возраста необходимо помочь в формировании характера. Родителям нужно научить детей принимать правильные решения.  Хотя мы и говорим, что дети уже многое понимают и могут различать  добро и зло, но они легко поддаются влиянию окружающих. В семье же они могут жить другой жизнью. Конечно, мы молимся, чтобы Господь совершал Своё дело в них. От Него зависит их спасение. Если этого не произойдёт рождения свыше, то не важно, изолируем мы ребёнка от окружающего мира или нет. Мы лишь делаем свою часть, но решение и результат зависит от выбора ребёнка и от Божьего действия в них.

Есть и другие семьи в нашей церкви, чьи дети учатся в школе. Они встречаются с разными трудностями, когда общаются со своими одноклассниками, но при этом остаются в церкви. Они стараются вести благочестивый образ жизни, ищут спасение во Христе.

Нельзя найти универсальный способ, благодаря которому наши дети останутся в церкви и будут следовать за Богом. Но я точно уверен, что мы со своей стороны должны приложить максимум усилий, чтобы дать им возможность узнать Бога, приблизиться к Нему. На родителях лежит ответственность необходимые условия, чтобы их дети узнали о Господе, увидели, как можно с Ним жить. Только Бог может дать им рождение свыше.

Часто нас критикуют за семейное обучение. Люди опасаются, что, вырастая, наши дети окажутся «не социализированными» в окружающем обществе, оторванными от него. Смогут ли они вернуться к реальности и жить в этом мире?

Сейчас мы проходим курс «Культы и мировые религии». Часто у нас возникает очень интересный вопрос. Оказывается, люди обычно судят о ком-то или о чём-то, не погружаясь в суть вопроса. Это же относится и к семейному образованию. Люди не понимают, в чём особенности семейного образования. Зачастую они просто защищают себя, потому что такое обучение это  тяжёлый труд. Кто обучает детей на семейном образовании? Конечно же, сами родители.

Первое, с чем я столкнулся, когда узнал о семейном образовании, услышал такте же опасения. Мне показалось неправильным изолировать детей от общества. Я ведь и сам когда-то учился в школе. С детства у меня сложилось негативное отношение к семейному образованию. Мне казалось, дома учатся лишь те дети, у кого были трудности с развитием или больные. Учиться не в школе было чем-то постыдным. Но если послушать, о чём и как говорят сегодня маленькие  дети, вам станет жутко. В основном, их лексикон ужасен. Часто они выражаются нецензурно. Дети очень жёстко разговаривают друг с другом. И тогда становится понятно, от чего я их оберегаю. Чему это общество может научить моих детей? Что они теряют? О какой социализации идёт речь? Они узнают, что все произошли от обезьяны или их научат половым отношениям?

У верующих есть общение в церкви. У нас очень много детей. Они не имеют недостатка в общении. Семейное образование не мешает их социализации.

Если ещё подумать о семейном образовании, то чем сегодня заняты родители? Какая их главная цель? Они стремятся заработать как можно больше денег. Для этого нужно время и силы, и дети становятся для них помехой в реализации своих планов. Родители избавляются от своих детей, когда отправляют их в детский сад или в школу. Они отдают их в чужие руки в надежде, что их воспитает кто-то другой. И получается, что детей из верующих семей воспитывают неверующие преподаватели. И какими они вырастут в итоге? Сейчас детей воспитывает интернет, воспитывает улица. Там нет никаких нравственных и этических норм, и дети предоставлены сами себе.

Для меня собрать детей на молитву, совместное общение или для чтения Библии это ежедневный труд. Если заниматься их обучением, уделять им больше времени, то это трудно. И когда мы говорим о семейном образовании, нам нужно честно признаться, что мы просто боимся этой ответственности. Нас пугает сама мысль о том, что придётся пожертвовать своими интересами и посвятить себя семье. Нам кажется, что мы сами многого не знаем и поэтому не сможем научить своих детей. Но в первую очередь мы должны думать об их духовном состоянии. Нам необходимо заботиться об их душе. Поэтому со своей стороны нужно приложить всё старание, чтобы их душа была спасена. И я вижу, как Господь поддерживает тех, кто доверяет свою семью в Его спасающие руки.

Похожие статьи

Comments are closed.