Псалом 21 в Новом завете, Виноградов Д.В.

Когда читателям Нового Завета встречаются ссылки на тексты Ветхого Завета, они склонны вкладывать в них то значение, которого в них изначально не было. Это происходит и с прочтением 21-го псалма. Многие авторитетные комментаторы, при толковании этого текста, нередко относят его к категории пророческих или мессианских. Объясняя этот текст, они говорят, что он описывает страдания Иисуса на кресте и то, как Он был оставлен Своим Отцом.

Почему такое происходит? Читая описание событий в жизни Господа, а в данном случае слова Иисуса на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил меня?», мы обращаемся к текстам Ветхого Завета, на которые ссылается Евангелие. Встречая в тексте псалма точную фразу, и даже не одну, мы спешим отнести такой текст к категории пророчеств о жизни Мессии. Но в этом случае мы пренебрегаем контекстом конкретного отрывка,  содержанием самого псалма, контекстом всей книги Псалтырь, исторической обстановкой и намерением автора.

Замысел автора

Автором 21-го псалма, согласно заголовку, является царь Давид (Пс.21:1). Содержание этого текста отображает его переживания и состояние, которые наполняли его, когда он оказался в непростой жизненной ситуации. Очевидно, что Давид при написании этого псалма не ставил перед собой задачу описать внутренние переживания Иисуса Христа на кресте. Знание о Мессии не было ему открыто так ясно, как оно явлено читателям Евангелий. Он и не ожидал, что этот текст станет частью богодухновенного Писания и будет приравнен к уже имеющимся священным текстам. Он написал этот псалом в наставление народу, но решение о его включении в канон Писания было принято не им.

Еще можно задаться вопросом о том, когда Давид испытывал такие трудности, о которых сказано в этом тексте, к каким обстоятельствам жизни все это относится? Но подобный вопрос может возникнуть при прочтении и других псалмов. Редко какой из них можно связать с конкретными историческими событиями, если в самом тексте нет на это прямого указания. Мы нигде не найдем таблицу, в которой номеру псалма соответствует конкретное обстоятельство из жизни псалмопевца. И в самих псалмах не указана дата их написания. Это было бы очень удобно для читателей этой книги, но редакторы книги Псалмов и сами их авторы решили этого не делать. В этом мы также должны видеть определенный замысел Божий. Это книга – не описание каких-то отдельных исторических событий, а что-то большее. Это наставление читателям, руководство для благочестивой жизни, источник вдохновения и надежды страждущим.

 В чем же заключался изначальный замысел Давида? Он, будучи царем, понимал свою ответственность перед Богом и перед народом давать такое наставление слушателям, которое поможет им научиться преодолевать трудности в жизни и оставаться верными Богу. Это его ответственность, как духовного руководителя. И это следствие той работы, которую произвел в нем Божий Дух. Он заботился не только о том, чтобы самому оставаться угодным и верным Богу в испытаниях. Он осознавал свою обязанность передать свой опыт всему народу. В конечном счете, от этого зависело не только его личное благословение, но и благоденствие всей нации. На такое его отношение могло повлиять глубокое понимание текстов Закона Божия, где сказано о благословении и о проклятиях. Он понимал, насколько народ склонен впадать в идолопоклонство и неверность по примеру окружающих народов. Он стремился передать своим подчиненным, своим соотечественникам тот опыт, те знания, которые помогут им устоять перед лицом опасности и не отвернуться от Бога.

Страдающий праведник

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» – этими словами начинается молитва Давида. Они являются вступлением к содержанию всего псалма. Эти слова описывают состояние Давида и его эмоции. Это откровенный вопрос, с которым он обращается к Богу. Что побудило его к этим словам? Далее в тексте мы встречаем описание тех обстоятельств, в которых оказался автор. Он стенает от того, что не находит успокоения, чувствует одиночество, ему кажется, что он оставлен Богом среди притеснений и скорбей, в которых он оказался. Он описывает свое жалкое состояние, сравнивает себя не с человеком, а с «червем»(6 ст.). Этому причиной стало притеснение со стороны других людей. Насколько справедливы упреки, направленные в его сторону?

Мы видим, как окружающие относятся к нему. Он предмет «поношения и презрения у людей»(ст.6), «видящие его, ругаются над ним»(ст.7), они говорят: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»(ст.8). Он сравнивает своих неприятелей с «тельцами Васанскими»(ст.12), «со львами, алчущими добычи»(ст.13), с собаками, которые «пронзили его руки и ноги»(ст. 16). Они сделали из него «зрелище»(ст.17), «делят его одежды и об одежде бросают жребий»(ст.18). Притеснение, которое он испытывает, можно разделить на две категории. Прежде всего, это презрение и оскорбления со стороны окружающих (ст.7-8). Второе, это угроза его жизни(ст.12-13, 16) и стремление присвоить себе его имущество . Опасность, которой он подвергается, уподобляется опасности со стороны диких, необузданных животных. Его противники хотят не только запятнать его имя, но и лишить имущества(ст.17-18). Они уже делят между собой даже его одежду.

Порицание жизни праведника 

Итак, что особенного в том, как он описывает скорби со стороны его врагов? Он жалуется, что «все видящие его, ругаются над ним»(ст.7). Эти оскорбления оканчиваются насмешками, они сомневаются, что Давид угоден Господу. Почему это особенно тяжело для Давида? Дело в том, что когда мы изучаем историю того, как он был избран царем, то видим, что с самого начала Господь благоволит ему. Он не был таким человеком, который в результате политических интриг или вероломства занял царский престол. Напротив,  мы встречаем человека, который верен своему отцу, своей стране, царю и Господу. Его жизнь, слова и поступки были известны многим. Благодаря своему упованию на Господа он не раз спасал народ израильский от врагов. При этом он ревновал не о своей славе, но о верности Богу, показал ревность о почтении Имени Господа. Но эта его верность часто вызвала негодование, зависть со стороны окружающих. Сначала это были его братья, затем Саул, были и другие, кто несправедливо его осуждал и порицал. И это было особенно больно слышать Давиду, потому что он не давал повода усомниться в чистоте своих намерений и жил в страхе Божием.

Когда мы читаем Евангелие от Матфея, то встречаем это же высказывание об Иисусе из уст священников и фарисеев: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мтф.27:43). Является ли это совпадением или же текст псалма – это пророчество о страдании Мессии? Евангелист Матфей намеренно использовал этот текст при описании страданий Господа. Но такой упрек не является чем-то уникальным, относящимся лишь к страданиям Христа. Многие праведники могли слышать этот упрек в свой адрес. То, что такие слова говорили об Иисусе скорее закономерность, чем случайность или совпадение. Жизнь пророков, их служение, слова обличения часто вызывали негативную реакцию со стороны народа, особенно от лица духовенства или от правителей. Пророческие речи вызывали возмущение, поскольку в них обличались грехи народа. Пророкам часто приходилось переносить страдания из-за этого. Такие слова были следствием неправильного богословия и нежелания покориться словам Божиим. Поэтому, когда мы встречаем такие упреки в сторону страдающего Мессии, то это лишь повторение той традиции, когда праведника притесняли нечестивые. Это также говорит о Господе, что Он страдает несправедливо, как и Божьи служители, бывшие до Него. Об этом говорит и Сам Иисус, например, в притче о злых виноградарях. Бог неоднократно посылал Своих рабов к злым виноградарям, а они были движимы своими мотивами и противились воле господина. Он – Божий слуга, а точнее, Божий Сын, Который послан Отцом к Своему народу. Но к Нему отнеслись так же, как и к Давиду, как и к другим пророкам до Него.

Почему в жизни Христа эти слова исполнились буквально? Разве это не пророчество о Мессии? Но здесь вновь нужно вернуться к вопросу о замысле новозаветных авторов и к замыслу Отца, Который руководил написанием богодухновенных текстов. В Евангелиях мы видим картину страдающего Мессии, повторившего судьбу пророков, посланных к народу Израиля. Но, больше того, Его участь стала кульминацией в Божьем плане спасения. Он не просто прошел такой же путь, как многие праведники до Него, Он стал воплощением идеального Царя, на которого указывали тексты Ветхого Завета. Идея о страдающем праведнике является особенностью не только этого псалма. Во многих других текстах можно встретить описание страданий, связанных с притеснением со стороны нечестивых. Трудности и переживания постоянно сопровождают того, кто желает жить благочестиво. Следование за Господом – это нелегкий путь, и на этом пути встречается много опасностей и преград. Когда мы читаем псалмы и встречаем описание переживаний и борьбы, которые пришлось перенести их авторам, то это становится источником утешения для нас. То, с чем приходится столкнуться верующему, не является чем-то уникальным, чуждым, но это те трудности, которые он должен преодолеть. Более того, это Божий замысел, который постепенно раскрывается читателям, боящимся Бога. Это путь обретения благословения через познание Бога. Это одна из тех мыслей, которая связывает книгу Псалтырь воедино и раскрывает замысел её Автора.

Когда Господь на кресте произносит слова: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?», Он побуждает слушателей размышлять о том, что они хорошо знают. Они знают эти слова из уст Давида. Размышляя над переживаниями страдающего праведника, они должны были обратить внимание на то, какие у него отношения с Богом. Смотря на страдающего Иисуса на кресте, они должны были подумать о том, какой образ они увидели в Нем. Вспоминая Его учение и дела, им было необходимо принять решение, от Бога Этот человек или нет.

Тот, кто прислушается к словам псалмов, посмотрит на жизнь Иисуса и прислушается к Его словам, сможет примириться с Богом и обрести спасение.

Похожие статьи

Comments are closed.