Как молиться о наказании врагов, Псалом 78

Псалом 78

1 Псалом Асафа. Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов [наших] предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.

 

При прочтении этого псалма возникает интересный вопрос. Псалмопевец просит Бога прекратить Свой суд над народом Иакова, послать Свою милость, а те народы, которые совершили против них злое — наказать и наказать семикратно. Вопрос заключается в том, можно ли молиться Богу о том, чтобы Он наказал тех, кто причиняет нам зло?

С одной стороны, в поиске ответа, можно услышать утверждение о том, что этот псалом был написан во времена Ветхого Завета, и поэтому он не имеет отношения к нам, наследникам Нового Завета. Ведь и сам Христос в Нагорной проповеди учил:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю  вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас«, Матфея 5:43-44

Но тогда можно поставить под сомнение актуальность откровения Божьего, данного нам в книгах Ветхого Завета. И при этом возникает множество других вопросов, которые ставят под сомнение не только значение этих книг, но и их богодухновенность. Как Тот Бог, который через Христа говорит о любви к ближним, мог оставить на страницах Священного Писания примеры молитв о проклятии. Ведь на этих примерах учатся верующие тому, как надо молиться. Тогда, либо Божьи стандарты и Его характер изменились, либо те, кто запечатлел эти слова, молились неправедно и неправильно. Такое противоречие для многих является причиной того, чтобы совсем не читать Ветхий Ззавет.

Если же быть более внимательным к словам Христа в нагорной проповеди, то можно заметить, что Он говорит:

 «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных«, Матфея 5:45.

Обращаясь к тем, кто еще живет во времена Ветхого Завета, Он учит, что проявляя любовь к врагам, они поступают так, как поступает их Небесный Отец. Он поступает так не после смерти Его Сына, а еще до неё. Он милостив к Своим врагам, к злым и неправедным во времена Ветхого Завета. Таким образом, это позволяет нам понять то, как тот Бог, который отдал на смерть Своего Единородного Сына, принимал молитвы против врагов Своего народа.

Давайте вернемся к тексту псалма.

Прежде всего, надо понять, почему народ Божий постигло бедствие — разрушение Иерусалима, осквернение храма и смерть множества из народа. И это очевидно. Много раз иудеи отворачивались от Бога к идолопоклонству. Это являлось основной причиной всех бед в период от Моисея до Вавилонского плена. Постоянно повторялся один и тот же цикл: народ начинал грешить; Бог посылал бедствия и врагов; народ обращался к Богу с покаянием; Он прощал и посылал Свои благословения; народ  снова начинал грешить. Народ постоянно проявлял свою неверность и непослушание. Но Бог постоянно проявлял Свою верность. Он ясно сказал в Законе, что, когда народ начнет грешить, Он будет их наказывать до тех пор, пока они не обратятся к Нему с покаянием. И Он не отступал от этого правила.

Те события,  о которых идет речь в 78-м псалме, это один из таких случаев, когда Бог проявил Свою верность  и совершил Свой суд над непокорным народом. Пришли языческие народы, они разрушили Иерусалим, осквернили храм  и убили множество Божьего народа.

Что же стало результатом дел Господа? Достиг ли Он Своей цели? Псалмопевец признает, что народ заслужил наказание, поскольку люди грешили еще во времена предков(ст.8).  Потомки унаследовали образ жизни своих грешных предков. Поэтому их постигло бедствие. Затем он обращается к Богу и называет его Спасителем (ст.9). Он не оправдывается, не говорит о несправедливости Его суда. Это мольба о милосердии, о спасении от врагов и о прощении грехов. И это прощение не только ради избавления народа, но, в первую очередь, ради Имени Господа.

Своей непокорностью народ Божий позволил незнающим Бога народам превозноситься над Господом. Когда Иерусалим был захвачен и разрушен, когда храм был осквернен, и много народа было убито, тогда для язычников это выглядело так, словно Бог этого народа не смог их защитить и дать Свою помощь. Их победа была победой их богов над Богом Израиля.

Таким образом, Божий суд привел Его народ к покаянию. Конечно, трудно сказать, насколько солидарны были все иудеи в этом обращении к Богу. Но даже если какая-то часть народа обратилась к Богу словами этого псалма, то они были спасены. И это спасение в первую очередь в оставлении прежнего образа жизни. Если посмотреть историю Иудеи, то после разрушения Иерусалима большая часть народа была уведена в плен в Вавилон на семьдесят лет. После вавилонского плена народ уже не обращался к идолам вплоть да нынешнего времени. К сожалению, народ не стал святым,  и у них грех проявился по-другому, но Божий урок о том, что поклоняться истуканам нельзя, они усвоили.

Далее псалмопевец ревнует о справедливом воздаянии соседним народам (ст.12). Он просит о семикратном воздаянии для них.  Кощунственное отношение к Божьему имени, с их стороны, достойно наказания. Когда язычники смеются над именем Господа — это грех. Бог судил и будет судить всех тех, кто не воздал Ему должное, не воздал Ему славу. Но Его наказание также ведет ко спасению и языческие народы. В Ветхом Завете есть примеры того, как страх перед Божьим судом привел язычников к покорности Богу. Раав, Руфь, Нееман — это только некоторые из них. Если смерть Христа открыла доступ ко спасению всем людям, то это сделал тот же Бог, о котором мы читаем на страницах ветхозаветных книг.

Мы, живущие во времена Нового Завета, должны взять для себя несколько важных уроков из этого псалма. Во-первых, когда встречаемся с трудностями в своей жизни, мы должны задаваться вопросом о том, действительно ли мы покорны Богу, и какие недостатки открывают скорби в нашем характере. Не стоит забывать, что мы грешные люди, и только по милосердию Господа мы можем быть спасены и сейчас, и в вечности. Бог ожидает от нас смирения, покаяния и отношения к Нему,  как к своему Спасителю. И наше спасение — это пример для других, не знающих Бога, чтобы и они увидели Его славу для своего спасения.

Когда молимся о других, то, конечно, мы должны молиться о том, чтобы Бог прекратил несправедливость, наказал нечестивое поведение других. Но чтобы через это наказание Он также открыл и Свое спасение, чтобы Он смирил гордых к покаянию. Через это открывается Божья слава и величие. Он не только силен явить Свою силу в воздаянии за грех, но Он являет Свою благодать в спасении грешника. И только тогда спасенный грешник будет вечно славить Бога и возвещать Ему хвалу. Аминь.

 

Похожие статьи

Comments are closed.