Интервью: Александр Гуртаев «Баланс между библейской убежденностью и смирением»

16-20 мая Александр Гуртаев, преподаватель программы подготовки проповедников при самарской церкви, провел для студентов очного отделения интенсивный курс, посвященный экзегетике второго послания Иоанна. 

– В чем заключается актуальность изучения 2 послания Иоанна на сегодняшний день?

Мне нравится этот вопрос, потому что мне на него легко ответить, у меня есть небольшая личная предыстория. Это было одно из посланий, которое я решил изучать, когда все принципы герменевтики впервые услышал; когда мне преподали, как нужно изучать Писание, как нужно изучать Библию. И вот я решил для себя, что буду по утрам ежедневно вот этот весь процесс проходить. И одна из первых книг, которую я выбрал, была как раз вот эта книга – второе послание Иоанна. Почему я ее выбрал? Думаю, потому что она одна из самых коротких, не страшно было практиковать. Но, на самом деле, это было Божье провидение, потому что когда я начал изучать, как раз это было очень вовремя и в тему, потому что одна из мыслей этого послания – удивительный баланс, который апостол Иоанн (которого мы знаем как Иоанна богослова или апостола любви) соблюдает между истиною и любовью. И для меня, для молодого на тот момент человека, было очень полезно, нужно и своевременно эту истину услышать и попытаться найти баланс между библейской убежденностью, принципиальностью и смирением, любовью, которая должна дополнять и неразрывно идти в союзе с предыдущим. Потом, когда служением занялся более полноценно, то проповедовал на это послание вдоль и поперек. И мне кажется, что оно как-то особенно актуально для молодых служителей, потому что оно помогает найти баланс между убежденностью и смирением.

– Если рассматривать данную книгу, в чем цель ее написания?

Автор этого послания очень хотел ободрить читателей своих и предостеречь. Ободрить в том плане, что они в правильном направлении движутся и держатся за Евангелие, и строят общение с теми людьми, которые придерживаются веры и евангельского учения. А с другой стороны, предостеречь их против опасности уклонения от истины. Эта опасность тогда была очень реальна – много обманщиков, лжеучителей. Автор говорит, что они вышли в мир и претендуют на внимание. Иоанн пишет, чтобы ободрить, утешить, направить, здесь опять виден пасторский подход Иоанна. Он умело сочетает одобрение с предостережением, что-то мягкое – с чем-то твердым.

Гуртаев НББС

– С какой сложностью может столкнуться человек, исследующий это послание?

Основная сложность связана даже не с самим посланием, а с отношением к этому посланию, поскольку оно коротенькое, оно такое простенькое. И кажется, что можно по нему пробежаться быстренько и все. Но на самом деле это послание похоже на глубокую шахту, глубокий колодец, откуда можно очень много и доктринальных, и практических вещей извлечь. Главная трудность в том, что мы пренебрегаем такими посланиями, оно коротенькое и незначительное, хотя на самом деле там глубина. Есть там несколько сложностей, связанных с конкретными вопросами толкования, но очень сложных вопросов там нет. Единственное там есть, наверное, очень интересный практический вопрос: автор предписывает своим читателям не впускать в дом лжеучителей и даже не приветствовать их. И очень интересно попытаться разобраться, как это согласуется с христианской любовью и гостеприимством, на Востоке то оно вообще особенно ценилось. Нам тоже встречаются лжеучители, тоже хотят нам рассказать про другого Иисуса, другое Евангелие.

– И как нам с ними поступать?

Кажется, что Иоанн нам очень хорошо рисует общую картину. Он сначала закладывает очень верное основание – держитесь за истину, то есть знайте хорошо Священное Писание, углубляйтесь в него так, чтобы вам быть не только практически мудрыми, но и богословски подкованными. Это главное, чтобы было основание. И если у нас есть основание, то очень многое зависит от ситуации. Есть множество причин, когда нам вступать в диалог вообще не следует. Например, мужчина если будет подходить и что-то пытаться говорить женщине, зачем? Это уже достаточный повод, чтобы не разговаривать. Если вы окружены толпой какой-то, и если люди будут вас видеть, и разговор пойдет не совсем корректно (необязательно с вашей стороны) – то тоже не слишком удачный вариант. Если это контекст полемики, то тоже не стоит. Но, тем не менее, если христианин чувствует и знает, что он доктринально  подкован, он знает Писание, он знает приблизительно, как нужно ответить на ложные идеи, которые подаются – тогда можно впустить, можно предложить разговор. Только разговор полезно направить, поставить определенные условия. Например, хорошо, вы пришли ко мне домой, а я вежливо в духе любви и кротости говорю: «Десять минут вы мне рассказываете свое понимание Бога – но потом 10 минут я рассказываю вам, без перебивания». Так мормоны вам свою идею сообщат, иеговисты – свою,  а потом вы можете им рассказать Евангелие, о необходимости покаяния и веры. Для иеговистов особенно важно услышать, что им нужно самостоятельно Писание прочитать, самим читать без внешних направлений и ограничений. Если вы хозяин, то у вас есть право помолиться в конце, это ваш дом, в молитве может еще раз повторить Евангелие, чтобы и молитва была евангелизационная. Но это только при условии, что христианин достаточно силен в вере, наставлен, знает хорошо Священное Писание. И если человек просто обольщенный, а не такой учитель с прожженной совестью (функционер, который людей вербует), если видно, что его евангельская весть коснулась, то можно взять у него какой-то контакт и попытаться встретиться еще, но только без их учителей и кураторов, которые там очень хорошо зомбируют. И молиться, конечно, за этого человека. Для нас это повод Евангелие рассказать еще одной душе и попытаться вытащить человека из этих сетей.

– То есть мы можем сказать, что новообращенному человеку не стоит вступать в полемику с такими людьми?

Однозначно, это даже представляет собой опасность. Вообще не хорошо ассоциироваться с этими людьми, говорит Иоанн. Даже приветствие некое одобрение накладывает, некую общность демонстрирует – это уже неполезно. Поэтому человек, который с Писанием не знаком давно, для него это опасность, от которой стоит держаться подальше, лучше пойти к служителю лишний раз, уточнить, переспросить, если каверзные вопросы человек услышал. А служитель направит к нужному тексту Священного Писания, чтобы разобраться с этим.

– Мы говорили о манере поведения с лжеучителями, если они приходят в дом. Как вести себя, если подобные люди подходят на улице?

С одной стороны, мы не хотим с ними ассоциироваться. Поэтому если наши знакомые или люди из нашего окружения видят, что мы мило общаемся вот так спокойно, полюбовно с человеком, который несет ложь – это может быть для них преткновением и даже сигналом. Если они не знают вас хорошо, то могут начать вас ассоциировать с ним: я знаю его, он хороший, значит, и его собеседник тоже неплохой. Это открывает двери для распространения лжи, поэтому, наверное, это не самая лучшая ситуация. Если это публичное место, вас много кто видит, и эту ассоциацию провести легко – то лучше этих разговоров избегать. Ежели такая ситуация, когда человек уже начал диалог и готов услышать что-то в ответ (что, к сожалению, редко бывает, у них есть определенная программа – они говорят и ставят себе галочки), то те же правила, что мы уже упомянули, могут сработать. Хорошо, 5 минут вас послушаю – 5 вам скажу, но только вы дайте обещание, что вы послушаете. Тогда вы можете евангельское наставление сказать, но нужно быть осторожным, очень осторожным.

Похожие статьи

Comments are closed.