«За Иорданом…», Рехвальд, Герхард

Содержание книги Второзаконие обобщает, повторяет и углубляет понимание самых главных событий путешествия Израильского народа, описанного в предыдущих книгах Пятикнижья. За кратким введением (1:1-5) следует длинная речь Моисея. В сердцевине этой речи мы видим повторение и объяснение (ср. 1:5) завета, заключённого Богом со Своим народом у горы Синай.


В первых пяти стихах введения содержатся ответы на важные фоновые вопросы: «Кто? Где? Когда?». Моисей произнёс эту речь там, на равнине в Моавитской земле. Моисей, как и остальной народ, ещё не пересекли реку Иордан. Они ещё находились в языческой земле. Накануне перед переходом через Иордан народ слышит законы повторно. Бог даёт эти законы для того, чтобы они жили в соответствии с ними после вхождения в Землю обетования.


Первый стих подчёркивает значимость речи: «Сии суть слова…». Но за ними не следует протокол проповеди Моисея, а идёт описание места, где будут исполняться эти события: «…за Иорданом». Предлог «за» подразумевает нахождение автора и Моисея на разных сторонах реки. Автор, а, следовательно, и его читатель находятся на этой стороне реки. Моисей и народ расположились  напротив, на другой стороне, то есть «за Иорданом». В конце книги Второзаконие глава 34 утверждает, что Моисей остался за Иорданом, он не перешёл на другую сторону. В остальных книгах Ветхого Завета фраза «за Иорданом» чаще всего обозначает «не-» израильскую, а языческую землю. «За Иорданом» почти исключительно понимается с точки зрения Израиля, уже живущего в Земле обетования. «За Иорданом» — это Израиль, смотрящий на окружающих его соседей.


Во время событий, описанных в книге Второзаконие, ещё не было израильтян, которые могли бы сказать о себе, что они «за Иорданом». Это говорит о том, что введение книги Второзаконие обращено к Израильскому народу, живущему уже после событий, о которых в дальнейшем пойдёт речь. Первоначальная аудитория книги это потомки тех Израильтян, которые все ещё стоят перед Иорданом. Они должны услышать весть о том, что Бог когда-то через Моисея возвестил их предкам. И они не только получат урок о своей истории и происхождении. Они также услышат проповедь Моисея, уже зная об отклике на его слова и о том, каким будет продолжение. Они ведь те, кто перешли через Иордан. Они те, кто уже  живёт там, где Бог обещал им обитать. И они те, кто понимает, насколько они послушны словам закона.


Книга Второзаконие рассказывает о событиях древних времен. Но слышать эту историю с точки зрения «на той или на этой стороне» Иордана добавляет остроты. Пересказ этих событий заставляет  Израильтян в Земле обетования сравнивать себя с теми, кто за Иорданом: «Мы сегодня то поколение, которое вошло в землю, данную Богом». Оправдываем ли мы ожидания Моисея, выраженные в его наставлениях? Дотягиваем ли до требований завета, как обещали тогда, будучи за Иорданом? Мы же то будущее, о котором мечтали и надеялись наши предки за Иорданом.


В эти дни мы снова услышим историю о рожденном Младенце, положенном в ясли. Мы знаем, как история продолжается и куда все это привело. Мы даже знаем, что Младенца позже убили. И мы, конечно же,  знаем о счастливом конце. Как и слушатель книги Второзакония знал, что народ всё-таки вошёл в Землю обетования, так и мы знаем, что Младенец не остался среди мёртвых, но воскрес.


Благодаря этому мы больше не «за Иорданом». Мы перешли от смерти в жизнь. Но мы, как и Израильский народ, а и иногда даже больше, нуждаемся в том, чтобы нам напомнили о том, откуда мы. Это необходимо, чтобы мы сравнивали нашу действительность с тем, что Бог сказал в Своём завете с нами. Живём ли мы как спасённые, как те, кто услышал и увидел могущество Бога, кто обещал быть верными Богу?

Похожие статьи

Comments are closed.