Противоречие неизбежно, Рехвальд Герхард

Находить противоречивые места в Писание мне в радость. Я верю в безошибочность Слова Божьего, а Бог не противоречит Самому Себе. Но Писание обязательно противоречит моим похотям, обязательно вступает в противоречие с моей греховностью. Откровение воли Бога и моё греховное желание несовместимы.

Противоречие неизбежно. Оно как чёрное пятно на снимке рентгена. Оно прижмёт палец к больному месту. Противоречие в Писание обличает меня в моем противостоянии против истины Бога. По этой причине такая находка открывает мои глаза на мой духовный недостаток, а затем призывает меня к покаянию.

Столкновение с противоречием в Писании ставит меня на развилку: Или примириться и «свалить» вину на Бога, или принять вызов и раскрыть больное место на моей душе. Примириться – значит убежать от Бога и потерять благословения. Принять – значит вникнуть в Слово Божье и возрастать в познании и любви.

Итак, примем вызов и поцарапаем больное место небольшим примером.

В Бытие 12:1-3 Бог призывает Аврама. В предыдущем повествовании в Бытие 11:27-32 можно узнать, что это обращение Господа к патриарху произошло в Харране. Конец стиха 12:4 подтверждает, что Харран именно то место, где Аврам откликнулся на призыв Бога и откуда затем вышел.

Два текста Ветхого Завета ссылаются на призвание Аврама: Неемия 9:7 и Бытие 15:7. Они оба гласят, что Господь «вывел его из Ура Халдейского», но о самом призвании упоминания нет. Зато в Новом Завете Стефан в своей защитной проповеди цитирует текст из Бытия 12, говоря: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран» (Деян 7:2).

Таким образом, мы имеем весть в двух текстах, где Бог сказано о призвании Аврама: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего». Итак, где же услышал Аврам своё призвание в Уре (как говорит Стефан) или в Харране (как указано в Книге Бытие 12)?

Перед тем, как мы сравним оба текста, необходимо некоторое размышление для лучшего понимание этих свидетельств. Книга Бытие и книга Деяния написаны разными авторами в разных тысячелетиях и для разных аудиторий. Каждый текст является частью своего авторского повествования.

Место, которое занимает отрывок Бытие 12:1-3 в рамках произведений Моисея определить легче. Сама книга Бытие использует события данного отрывка в дальнейшем повествовании. В 15:7 ссылка на призвание утверждает, что Господь действовал в жизни Авраама и его семьи с самого начала. Это действие и водительство Бога в жизни Авраама важно и уникально. Позже Неемия употребляет это действие в качестве отличительной черты характера Бога в своей молитве. Таким образом, акцент сделан на действии Бога, и это мотив, присутствующий в книге Бытие с первого стиха. А ответ человека, – а в данном случае это послушание Аврама призыву Бога, – ожидаемый отклик на действие Бога.

Вывести Аврама из Ура Халдейского лишь одно звено в длинной цепочке Божьих дел, которые в итоге привели к пребыванию Божьего народа в земле обетования. В этом смысле и Неемия призывает народ к Богу. Призвание Аврама – один шаг в повествовании о том, как Бог образовал Свой святой народ Израиль.

Проповедь Стефана рассматривает призвание Аврама немного с другого ракурса. Ближе к концу своей проповеди Степан обличает своих слушателей: «вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян 7:51). Послушание Аврама призванию Бога служит в качестве положительного примера. Аврам доверял Богу и послушался призыва. Современники Стефана поступили иначе, они, хотя и имели свидетельства Писания, все же отвергли Иисуса Христа, посланного Богом.

Что даёт дополнительное упоминание о призыве в Уре для проповеди Стефана? Не достаточно ли было бы процитировать Бытие 12:1-3 без указания местности? Теперь мы можем приступить к синтезу библейских данных.

Собирая все тексты, – в основном это два текста: Бытие 12 и Деяние 7, – у нас  складывается следующая картина. Из проповеди Стефана мы узнаем, что Бог обращается к Авраму, когда тот ещё жил в Уре: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего». Здесь повествование продолжает историю из Бытие 11:31. А призвание, записанное в Бытие 12:1-3, это повторное обращение Бога.

Когда Фарра вышел из Ура Халдейского, Аврам пошёл с ним как послушный сын. А Стефан как раз и намекает на то, что Аврам уже знал, что действие отца в действительности ведёт к осуществлению воли Божьей. На первый взгляд выход Фарры из Ура в Бытие 11:31 выглядит как простые биографические данные. Но Бытие 15:7, – а в последствие и проповедь Стефана, – показывает, что в биографии Фарры Бог уже действовал и готовил возникновение Израильского народа. При этом Аврам с самого начала, ещё в Уре, знал, что здесь осуществляется воля Божья. Такой веры не хватало слушателям Стефана. Веры, которая понимает и принимает, что Бог действует в самых простых жизненных обстоятельствах. Когда же Фарра умер, Аврам послушался голоса Бога и продолжил путь, потому что имел такую веру.

Похожие статьи

Comments are closed.