Священник – служение правды и правосудия, Рехвальд Г.Ф.

Призвание к наставлению

Место, определяющее священника, – святилище. Наличие храма и обряды в нем – мир и должность священника. Но такие знания из области религиоведения не должны ограничивать наше понимание библейского представления о священстве. Совокупность библейских упоминаний о священниках и о левитах, в чьи обязанности входит помощь в исполнении служения, открывает более подробную картину. Упреки священникам, что они могут допустить ошибку в исполнении обрядов, отсутствуют или только косвенно упоминаются. Недостатки или упущения чаще всего упоминаются в связи с тем, что священники и левиты должны заниматься наставлением народа[1]. Увещевания даются не для того, чтобы исполнять лишь обряды, а чтобы учить народ[2].

Главное призвание священства – наставление народа. Сравнение библейских текстов, являющихся предписанием для священнодействия, показывает количественный перевес в пользу обрядов в храме. Но это не противоречит их главному призванию. Служение в храме установлено для того, чтобы приближаться к Богу и иметь с Ним общение. Знание об этом возможно только через откровение. А как наставить народ, каждый должен знать сам. Бог не видел нужды в том, чтобы открывать Свою волю в том, как учить других. Священство нуждалось лишь в том, чтобы получить само откровение, содержание того, чему они призваны научить. Именно для этой цели священникам дан закон. Это относится как к содержанию наставления, так и к конкретным обстоятельствам этого служения.

Святость – получить и преподавать

Закон учит о святости Божьей. Чтобы наставлять народ в святости, наставник сам должен иметь эту святость. Для достижения этого условия закон не только требовал от священника особенного посвящения, но через помазание тот получал участие в святости храма. Служение по сменам давало всем священнослужителям постоянную связь с храмом. Находясь в храме, священник постоянно сталкивался с необходимостью приносить жертву и за свои грехи, чтобы он мог совершать жертвоприношение для народа. Это должно было дать ему понимание серьёзности греха. С другой стороны, здесь возникает опасность совершать эти обряды автоматически и лишить их смысла. Чтобы предотвратить это, священники и левиты чередовались посменно и ездили по стране. Совершая труд наставления, уча народ, исполняя обязанности судьи, они снова сталкивались с грехами и беззаконием, что помогало им глубже усвоить то, чем они занимались в храме.

Священники и левиты разными методами оберегали святость: они определяли чистое и нечистое, они охраняли святилище, они совершали жертвоприношения. Стратегическое расположение левитских городов по всей стране позволяло донести это понимание святости всем её жителям.

Служители правосудия

Святость – это воля Божья для Его народа (Лев. 11, 44). Бог установил институт священства, чтобы можно было познавать Его волю. Первым источником познания воли Господа было Писание. Бог вверил его священникам и левитам как для наставления самих себя, так и для наставления народа. От момента, когда Бог дал закон до того, как народ поселился в земле обетования, было промежуточное время. В этот период возник один важный вопрос, на который в законе не было ответа. Бог обещал дать мир и покой лишь в земле обетованной, но до этого народу пришлось вести войну, захватывая земли. Поэтому Бог дал священникам Урим и Туммим, чтобы у них была возможность обратиться к Богу и узнать Его волю в военных вопросах, на которые закон не мог ответить.

В качестве учителей закона священники также принимали и юридические решения. Это не относилось только к спорным судебным делам(2 Пар. 19, 8: суд – евр. jP’v.mi[3]). Под понятием «суд» имеется в виду общий, обязательный для всех закон. Закон относится в полном объеме ко всему Ветхому Завету, это «Богом данная норма, гарантирующая хорошее устройство общества»[4]. Как учителя такой нормы, священники становились теми, кто устраивал порядок в обществе. По крайней мере, это было то, ради чего Бог их поставил.

Отступничество от Бога и непослушание вели к возникновению вопросов непредусмотренных законом. А больше всего не вписывалось в призвание священников то, что отступники от закона не задавали вопросов. Священники, в качестве судьи, могли принимать решения, но если нет обвинителя, нет и судьи. У пророков была такая возможность. Они указывали на то, где и в чем народ отступил от завета. Священники требовали правосудия, то есть правильного поведения в соответствии с законом, а пророки требовали правды, то есть правильного поведения во взаимоотношениях с Богом (правда – евр. qd,c,[5]). От Своего народа Бог ожидал и того, и другого (Амос 5, 24). Правда (цедек) и правосудие (мишпат) расходятся тогда, когда исполнение закона совершается лишь формально и не соответствует внутреннему состоянию и жизненной действительности.

Священство и царь

Бог – учредитель Израильского народа. Основание существования народа – воля Божья, открытая Им в законе. Религия была государственной, поэтому и священство было государственным учреждением.

Религия присутствовала во всех сферах общественной и личной жизни. Религия была важным, если даже не решающим фактором в управлении царством. Закон не предусматривал руководящих полномочий для священников. Их власть была ограниченной. Они совершали обряды и жертвоприношения по необходимости. Они лишь принимали решения правосудия, но их исполнение лежало в руках начальствующих над народом. Они учили народ тому же закону, который налагал обязанности и на царя (Вт. 17, 18-19). Царь всходил на престол через помазание. Его правление являлось волей Божьей. Если царь отступал от закона, священство оказывалось в затруднительном положении. Они назначали его от имени Бога, но когда они обличали царя, то ставили под сомнение свое собственное решение. Это, в свою очередь, влияло также и на их авторитет, как наставников народа. Кроме того, священники были частью государственного аппарата, находясь в зависимости от царя.

Если царь пренебрегал законом или, что в истории достаточно часто повторялось, внедрял языческий культ, у священников появлялось два варианта. Первый, они могли провозгласить его нечистым и запретить участие в служении. Но кто осмелится осудить царя? Начальствующие, кто смог бы осудить царя, были из царского двора или же князья народа. Они вряд ли желали избавиться от своего государя, за исключением тех случаев, когда правитель становился жертвой заговора. Второй вариант, священство могло подчиниться власти царя. Как показывает история, этот путь священники выбирали чаще всего. Они продолжали совершать обряды и провозглашать закон. Там, где царь требовал, они подстраивали религию Яхве под другие культы. Священники сами становились соучастниками в неправедности. Больше храмов (или высот) означало для них больше дохода и лучшей доли во власти.

Царь знал о значимости священства, поэтому он стремился поставить во главе священства человека, преданного ему. Требование закона к первосвященнику просты: он должен быть из дома Аарона, и должен быть «первым» среди священников, то есть отличаться качественно. Второй критерий не очень определен, особенно когда у царя были свои собственные представления о том, что для него хорошо. Царская власть позволяла ему выбрать первосвященника по своему желанию.

Библейские тексты упоминают только двух первосвященников, противоставших царю. Азария воспротивился царю Озии, когда тот захотел кадить в храме (2 Парап. 26, 18). Иодай остался верным во время отступничества в Иудее(2 Пар. 23). Большинство остальных руководителей, а вслед за ними все священство, вели себя как чиновники.

Библейское повествование свидетельствует о том, как идеал Божьего призвания искажается грехом человека. Оказалось, что  священники так же подвержены искушениям, такие же падшие люди, как и все остальные. Давление обстоятельств, искушение легкими компромиссами или соблазн властью и богатством, во всем этом священство не отставало от остальных и впадало в искушение. В ходе своей истории священники могли бы оправдываться тем, что они поддерживали служение в храме и традицию обрядов. Но не в этом было их главное призвание. История священства во время первого храма возвещает нам о желании Бога увидеть служение среди Своего народа, и о том, как оно воплощалось в падшем мире.


[1]      Ис. 28, 7; Иер. 6, 13; 2 Парап. 15, 3; Иер. 18, 18

[2]      Втрз. 33, 10; 2 Парап. 17, 8;

[3]      [мишпат]: «1. суд; 2 . правосудие, справедливость, правда; 3 . закон, устав, приговор, осуждение

[4]      B. Johnson, mispat, in: Theologisches Wörterbuch zum Alten Testament, G.J. Botterweck, H. Ringgren, H.-J. Fabry (eds.), Stuttgart: Kohlhammer, 1986, Band 5, p. 101

[5]        [цедек]: 1. прямота; 2 . праведность, правда, справедливость; 3 . верность;

Похожие статьи

Comments are closed.