Слишком маленький вопрос, Рехвальд Г.

Иисус Навин 5:13

Под руководством Иисуса Навина, приемника Моисея, Израильский народ готовится совершить великое дело. Народ собирается исполнить повеление Бога. После сорокалетнего странствования народ находится накануне военных действий, чтобы войти в землю обетованную и захватить удел, наделенный им Богом.

Уже завтра предстоит первый и стратегически важный поход против крепости язычества. Как мудрый полководец, Иисус Навин осматривает положение вражеского города Иерихона, охраняющего вход в землю Ханаанскую.

Вдруг он увидел человека, а «в руке его обнаженный меч», то есть этот незнакомый человек готов к бою. Может быть, это кто-то из Израильского народа, кто не может дождаться нападения запланированного на завтра?  Или кто-то посторонний хочется присоединиться, чтобы участвовать в намерениях Израильского народа пойти против Иерихона? А что, если Иисус Навин преждевременно наткнулся на защитника города?

Чтобы не совершить поспешного действия, Иисус Навин задает вопрос для разъяснения ситуации. Вопрос поставлен в форме: «(И)ли … Или». Такой вопрос допускает только органичный диапазон ответов. Автор вопроса сам определяет, какие ответы допустимы. Чтобы ответить на такой вопрос, надо выбрать один из ответов, предложенных задающим его.

Вопрос Иисуса Навина допускает только два ответа: «Наш ли ты, или из неприятелей наших». Таким образом, между строк, Иисус Навин показывает свое понимание ситуации, да и вообще, свое понимание происходящего. Для него существует только два лагеря: «наш» и не «наш». В мировоззрении Иисуса Навина все представлено лишь в черно-белом свете. На одной стороне Израильский народ, готовится к нападению; а на другой стороне противники, которых надо победить.

Неожиданный ответ незнакомого  человека – это вообще не ответ. Слова человека идут за пределы вопроса, заданного Иисусом Навином. Ответ носит характер открытия. Эти слова открывают сущность отвечающего: Он «вождь воинства Господня». Такую третью сторону среди участников Иисус Навин не ожидал, и даже не подразумевал.

До встречи с человеком, до встречи с вестником Господа, Иисус Навин имел четкое представление о происходящем. Моисей вывел народ из Египта, а теперь Иисус Навин доведет начатое дело до конца. Ответ вождя Господня обличает самоуверенного полководца народа Божьего. Военный поход, в котором участвуют Иисус Навин и Израильский народ, это дело не людей. Эта война – не их воина.  Бог господствует над всем, что происходит. Когда вождь воинства Господня отвечает, то Бог обличает Иисуса Навина в том, что он слишком узко и самоуверен мыслит. Дело, о котором идет речь, более масштабно, чем Иисус Навин мог себе представить. И — самое главное – всё это дело в руках Бога.

Порой Бог не дает те ответы, которые мы ожидаем, или Бог, как будто, вообще не отвечает. Отсутствие ответа на наш вопрос может быть вызван тем, что Бог в своем ответе выходит за рамки нашего ограниченного маленького мира собственных ожиданий и самоуверенных целей. Тогда стоить смотреть, где появился это «неизвестный» человек. Он может быть в облике обстоятельств, новых ситуаций, а может оказаться советом от постороннего человека. Но первоисточник, то, где его можно найти, то же самое место, как у Иисуса Навина: Слово от Бога (ИН 1:8).

 Действия Бога превосходят наши представления и ожидания. Не бойтесь задавать вопросы в неожиданных и непонятных ситуациях. Но будете готовы к тому, что Бог даст ответ. Открытие нового понимания, а также обличения в корыстных представлениях служат тому, чтобы лучше понимать и служить великому Богу. Величие Господа превосходит все наши вопросы и представления.

Похожие статьи

Comments are closed.