Праздник жатвы, Рехвльд Герхард

Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш.

Левит 23:22

Такая инструкция о сборе урожая находится посреди повелений о праздниках (ср. Лев 23:2). Праздник – это особенное отдельное время, когда народ размышляет и вспоминает о делах и характере своего Бога. Поэтому сама инструкция имеет значение больше, чем просто прагматическое указание. Соблюдение этого закона учит о характере Бога.

Израильтяне услышали и получили эти законы после исхода, у горы Синай. Еще год назад они были рабами в Египте. Тогда у них не было ни своей земли, ни своего урожая. А теперь Бог говорит им: «…на земле вашей».

Эта весть надежды закладывает основу, становится причиной нового поведения, предписанного законом. Указанная фраза «на земле вашей» напоминает Израильтянам о том, чтобы сравнивали свое положение до и после исхода.

Сам праздник жатвы также напоминает об избавлении из рабства (ср. Вт. 26). Но Бог не только ввел их в свободу, чтобы потом оставить их на произвол судьбы. Земля – дар от Бога. И хотя это «ваша» земля, на них также была возложена ответственность перед Богом. Она перед тем Богом, который избавил и ввел их в эту землю. Эта ответственность перед Богом заключается в том, что народ поступает по-новому. Их поведение должно соответствовать характеру Бога.

Когда еще год назад они собирали урожай, будучи в рабстве, им ничего оставалось от этого урожая. Все принадлежало чужим. Теперь Израиль идет в светлое будущее, в свободу, где они обретают свою землю. Естественная склонность человека побуждает говорить: «Раньше – ничего, а теперь – все мое». Божье повеление ведет к новой свободе, в послушание Тому, кто дает эту свободу и благословляет в ней.

Бог избавил народ для того, чтобы Израиль жил и правильно распоряжался благословениями. Раньше они служили чужим, теперь они освобождены, чтобы служить Богу. Наша свобода во Христе является благословением, чтобы благословить других. Таким же образом, как Бог напоминал Израилю в празднике жатвы о Своих благословениях и избавлении, так и мы в благодарении обращаем свой взор на Бога и Его благодеяния. Но мы не довольствуемся этим. Благодарность ведет к перемене поведения. В ответственном распоряжении благословениями мы признаем Бога как нашего избавителя и как нового Господина нашей жизни.

Новое бескорыстное поведение свидетельствует о нашем понимании и осознании жизни после избавления от ига греха. Получатель выгоды от нового поведения Израильтяне – бедные и пришельцы. Такие люди как раз не заслужили и не имели права на выгоду от того, чем Бог наделил Свой народ. Когда Израильтянин стал исполнять закон, он свидетельствовал своим новым поведением о том, что он стал свободен от корысти. Он принимает благословение урожая не как личное право, но как свободу делится даже с теми, кто никак не мог претендовать на эти благословения. Таким образом, поступающий так свидетельствовал о том, что он раньше тоже был таким же бедным и пришельцем. Он тоже не имеет права на Боже милость и спасение. Но Бог, которому он теперь служит, и что видно в его новом поведении, помилует и спасет тех, кто не заслужил и не имеет надежды.

Похожие статьи

Comments are closed.