Польза от изучения Ветхого Завета, Рехвальд Герхард, интервью

В марте 2019 года преподаватель семинарии Рехвальд Герхард Германович защитил квалификационную работу на соискание степени Доктор богословия. Он согласился ответить на несколько интересующих нас вопросов.

–              Какую пользу тебе принесло обучение на докторской программе?

Прежде всего, я заметил, что ту же методологию, которую я применял во время написания своей диссертации, я начал применять и при толковании текстов Священного Писания для подготовки своих проповедей. В результате этого мне стало гораздо легче определять, какие экзегетические инструменты необходимо применять. Это происходит само собой. Открыв текст, я начинаю его изучать так, как я это делал, когда исследовал отрывки, необходимые для написания моей докторской работы. Благодаря регулярным упражнениям я приобрел этот полезный навык.

Что еще было полезным? В процессе исследования возникло множество интересных тем, на которые я обратил внимание. Во время написания диссертации у меня не было возможности подробно их изучить, но сейчас я хочу исследовать эти вопросы и использовать приобретенные мною навыки. Мечтаю писать об этом статьи. Надеюсь, что смогу выделить время и силы, чтобы писать книги по этим вопросам.

–              Как повлияло на тебя изучение Ветхого Завета?

Исследования, связанные с написанием диссертации, укрепили мое желание заниматься изучением Ветхого Завета. Моя учеба расширила мой кругозор, чтоб теперь я смог более целенаправленно этим заниматься. Есть две сферы, в которых я хотел бы дальше развиваться, в чем я вижу свое призвание – это богословие Ветхого Завета и методики его изучения.

–              Что для тебя было самым сложным, а что тебе легко давалось, когда ты писал свою работу?

Самым сложным было найти время для подготовки. Я преподаю в семинарии, несу служение в церкви. Еще необходимо не забыть о семейной жизни. Как всегда, на все времени не хватает, и это несмотря на то, что два периода летних каникул я посвятил написанию своей диссертации. В целом у меня ушло на неё 8 лет.

Что для меня было легко, так это работа с литературой. В соответствии со списком необходимой литературы, мне нужно было изучить 100-120 книг. Кроме этого я прочитал еще свыше сотни книг, которые я посчитал полезными для своего исследования. Таким образом, за 8 лет я изучил около 300 книг. Конечно, без необходимости написания докторской работы, я не смог бы так много прочитать. Но это то, что мне легче всего далось. Это позволило мне разобраться в некоторых важных темах и найти ответы на трудные вопросы.

–              Как ты думаешь, каким образом твое образование может принести пользу твоей церкви?

Я уже упоминал, что у меня изменился подход к изучению библейского текста. Акцент в изучении Писания я делаю на вопросах его практического применения. Имеет значение не только то, о чем говорит нам текст. Я считаю необходимым понять, каким должен быть отклик читателя на то, что он узнал. Нужно найти ответ на вопросы о том, как Писание должно повлиять на поведение читателя, как он будет применять Писание в своей повседневной жизни. Такой подход влияет на мою проповедь. Объяснением ветхозаветных текстов я хочу поставить противовес новозаветным текстам. Я хочу, чтобы учение в церкви было сбалансированным. Дело в том, что чаще всего мы слышим проповеди на тексты из Нового Завета, поэтому понимание Ветхого Завета очень затруднено. У меня есть необходимые инструменты, чтобы исправить эту ситуацию, и таким образом я хочу приносить пользу своей церкви.

–              Действительно, обычно люди в церкви лучше знакомы с Новым Заветом, чем с Ветхим. А некоторые даже говорят, что его вообще не надо читать. Как ты думаешь, чем можно мотивировать церковь изучать Ветхий Завет?

Во-первых, чтобы побудить церковь читать ветхозаветные тексты, достаточно вспомнить, что большинство новозаветных понятий и представлений взяты из книг Ветхого Завета. Например, такой термин как «жертвоприношение» нигде не объясняется в Новом Завете. Также нет объяснения тому, что такое «Израиль» и какова его история. Даже не сказано, откуда появился такой простой термин как «Бог», поскольку его происхождение мы находим лишь в Ветхом завете. Для того, чтобы понять эти определения, надо читать «Закон и пророков».

Далее, важно при чтении задавать вопрос не о том, что этот отрывок значит для меня, а попытаться понять, что в нем сказано о Боге. Нужно понимать Библию как книгу о Боге. Действительно, когда я понимаю, что текст говорит о Боге, тогда я смогу осознать, что он значит для меня. Если же читать тексты Ветхого Завета, стремясь узнать только то, что текст говорит мне, тогда возникают трудности. Текст, в первую очередь, написан не для нас, а для израильского народа. Только, когда мы поймем, что он значит для Израиля, тогда мы сможем сделать правильные выводы. Таким образом, в текстах Ветхого Завета мы имеем достоверный источник знания о Боге и, в том числе, информацию о том Боге, о Котором говорит Новый Завет. Именно эти принципы важно учитывать, когда хотим мотивировать слушателей вникать в ветхозаветные тексты.

–          Что особенно тебя впечатлило в процессе изучения библейского текста?

В ходе работы меня больше всего поразило применение литературных приемов. Только на первый взгляд кажется, что текст «сухой». К примеру, в книге Левит мы находим множество перечислений и повторений. Но если читать её на языке оригинала, становится заметным, что даже эти тексты записаны в поэтическом стиле. То, что мы ожидаем увидеть в поэтических книгах, есть и в Пятикнижии. Тот же самый высокий поэтический жанр, который встречается в книге Псалтирь, есть и в повествовательных отрывках, и даже в Законе. Понимание этой особенности открывает то, насколько удивительно написана Библия.

–              Какой совет ты можешь дать тем братьям, которые хотят проповедовать по текстам из Ветхого завета? На что стоит обращать свое внимание?

В целом, принципы герменевтики общие, как для Нового Завета, так и для Ветхого Завета, просто их надо сознательно применять. Чаще всего эти правила применяются необдуманно или неосторожно, и поэтому возникают трудности в верном понимании и применении Писания. Если же сознательно и целенаправленно применять герменевтические принципы, то можно добиться положительного результата. К тексту нужно задавать правильные вопросы: «Кто написал и кому? О чем сказано в тексте?». Важно учитывать контекст, понимать обстоятельства. Я знаю из своего опыта, как важно учитывать это при исследовании Библии. Законы, например, написаны для израильского народа. Если сегодня мы вырвем какую-то заповедь из контекста и зададим вопрос: «Что это для нас означает?»,  окажется, что это ничего не означает для нас, ведь это не нам написано. В этом случае мы не сможем правильно понять текст и, как следствие, не сможем в проповеди донести до церкви правильное применение. Наравне с пониманием контекста, также нужно понимать, что такое Закон. Закон – это отражение Законодателя. В Законе мы видим желание Того, Кто дал заповеди. Они даны не для того, чтобы мы сегодня их применяли, а, как я уже упоминал, даны для исполнения израильскому народу. Но для нас важно то, что из него мы можем узнать о Законодателе. Этот принцип относится и к повествовательным текстам. Они говорят о том, как Бог действовал. Нам важна не судьба какого-то героя, а то, как Бог действует, как Он проявляет Свой характер. Нужно понять, как осуществляется план Бога в той или иной ситуации. Когда мы соблюдаем все эти принципы герменевтики, тогда мы сможем увидеть скрытые в тексте истины и передать их церкви.

Похожие статьи

Comments are closed.