Очень хорошая проповедь, Рехвальд Г.Ф.


«И сказали всему обществу сынов Израилевых:
Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша!
»

Числа 14:7


Это событие стало кульминацией недовольства и негодования в истории Израильского народа. Еще совсем недавно народ видел могущество Бога в избавлении из египетского рабства. Затем Бог явил Свою славу у горы Синай. Там они стали народом (Исх 19:4-6), и Бог там через Моисея дал им закон. А что теперь происходит? Божий народ под Божьим водительством стоит на пороге земли, обещанной Богом им в наследие.


Только что вернулись соглядатаи после осмотра территории и жителей земли обетованной (Числа 13). Их отчет оказался весьма обескураживающим: «Мы не можем одолеть их» (Числа 13:31). Народ в сильном страхе поднимает вопль. Когда Моисей и Аарон услышали ропот народа, они в отчаянии смирились перед народом, чтобы переубедить малодушных. Моисей и Аарон точно знают, что Бог наказывает за бунт и за отвержение его милости, уже проявленной Им в Исходе.


Из двенадцати соглядатаев только двое имели веру в Бога, что Он даст победу над жителями той земли. Один из них, Иисус Навин, вместе с Моисеем и Аароном ревностно пытается переубедить народ. Они произносят пламенную речь, хотя, на первый взгляд, эта речь не очень-то и впечатляет. Её объем в тексте Писания всего лишь три стиха (Числа 14:7-9). Она состоит из четырех предложений. Заметно, что хотя высказывание и прерывисто, все четыре утверждения в нем связаны. Развитие предложений автор связал одно за другим без точки, что отражает напряженность речи. Единственная точка в конце речи буквально ставит «точку» этому содержательному посланию.


Длительность послания, размером в три стиха, не говорит об исторической продолжительности речи. Как правило, повествовательные тексты не передают дословно протокол самой речи. Автор не желает докучать читателю ораторским искусством, он лишь отражает в сжатом виде главные элементы исторической речи. Это включает и содержание, и структуру, а также ход аргументации, как и ключевые тезисы. Здесь записано всё необходимое, чтобы коротко и внятно передать содержание и убедительную мощь этой речи.


Пока мы только поскребли по поверхности текста, теперь взглянем поближе. Текст показывает больше, чем простую речь. Она – полноценная и образцовая экспозиционная проповедь. Как будто из учебника в ней находим все элементы здравой проповеди: структура, богословская ясность, призыв, привязка к аудитории и.т.д. Но главный ингредиент проповеди – это, конечно же, Слово Божие. Очень впечатляет, как в проповеди из четырех предложений умело изложена и применена библейская цитата. Вы еще не нашли текст, о котором идет речь в проповеди? Он в седьмом стихе: «Очень, очень хороша!» ( טוֹבָ֥ה הָאָ֖רֶץ מְאֹ֥ד מְאֹֽד). Проповедь применяет слова из Бытие 1:31: «Хорошо весьма» (וְהִנֵּה־ט֖וֹב מְאֹ֑ד) к новой ситуации. В обоих случаях там стоит фраза «тов меод» – «хорошо очень». А в книге Чисел проповедь сразу толкует данную фразу. Частица «меод»(очень) удвоена. Таким методом делают сравнение. Во-первых, автор выражает, что ситуацию в конце шестого дня творения можно сравнивать с ситуацией после осмотра земли.  Во-вторых, удвоение слова «очень» показывает, что сейчас наступило положение лучшего качества.


Ссылка на Божию заключительную оценку сотворенного определяет качество осмотренной земли. Тем же образом, как Бог сотворил весь мир для жительства человеку (ср. Ис. 45:18), Он дает землю Ханаана Израильскому народу. Даже больше того, ведь качество «очень» удвоено. Тогда сотворение было милостью Бога ко всем людям. А теперь Бог проявляет Свою милость снова и по-особенному исключительно для Своего народа. Поэтому проповедь продолжается: «Если Господь милостив к нам: Вы же знаете милость Бога, проявленную Им в сотворении. А дарование земли – той земли, какую осмотрели, – действие того же самого Бога. Эта же та самая земля, которую Бог через Авраама обещал» (Бытие 12:1-3).


Проповедь проводит линию постоянства от сотворения («очень») через обетование Аврааму («введет нас в землю») к тем обстоятельствам, в которых народ сейчас находится. Это постоянство свидетельствует о верности и милости Бога. Каким же будет ответ народа? После оценки: «Очень хорошо», –  в Бытие 1:31 произошло грехопадение, отказ от дарованного блага. «Только против Господа не восставайте»,- можно между строками услышать намек на первого человека, но он именно так  поступил.


Это библейское событие и цитата из Бытие 1:31 служит двойным аргументом в этой проповеди, – аргументом в подтверждение милости Бога. Творец, сотворивший все «очень хорошо», действует и сегодня через дарование земли обетованной. Это также служит предупреждением, чтобы не повторить ошибку первого человека. А в итоге это становится применением из библейского сюжета: верность Бога в Своем действии, Его власть в сотворении, качество Божьих дел, и Его забота о Своем народе, – это все крепкий и надежный фундамент, чтобы с уверенностью идти в будущее.


Это то, что библейская проповедь должна достичь. В конкретной нужде, в которой слушатели оказались, библейский текст указывает на характер и сущность Господа. Проповедь освещает сходство обстоятельств библейского сюжета с актуальной нуждой. Из этого вытекает вывод: Тот же Бог, Который действовал когда-то, здесь и сейчас дает нам ответ на нашу нужду. 

Похожие статьи

Comments are closed.