Кто что у кого купил? Рехвальд Герхард

Речь Стефана  в Деяниях 7 является прекрасным примером проповеди ранней Церкви. Богословские темы проповеди показывают нам истину Евангелия. Гомилетические приёмы Стефана говорят об его умении передать эту весть подходящим и доступным образом.

Внимательный читатель обнаружит в проповеди любопытное обобщение исторических событий об Аврааме:

 «Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова». (Деяние 7:14-16)

Об этих событиях более подробно возвещает нам Ветхий Завет. То, как Авраам покупает поле, мы можем узнать, как и Стефан, из книги Бытие 23:16-19:

«Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской».

Отрывок Бытие 33:17-19 рассказывает о покупке другого поля Иаковом:

«А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет».

В Бытие 49:28-32 описана просьба Иакова перед смертью:

«Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое. И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых».

Сравнение этих текстов с речью Стефана вызывает некоторые сомнения в точности исторического обобщения в его проповеди. Давайте рассмотрим эти вопросы по отдельности:

Вопрос №1Где похоронили Иакова?

Вопрос №2Кто совершил покупку у сынов Еммора Сихемова?

Вопрос №3Кто такие сыновья Еммора Сихемова, являющиеся продавцами поля?

Относительно первого вопроса Стефан ничего не сообщает. Из Ветхого Завета мы узнаем, что Иаков был погребен на поле, которое Авраам купил у Ефрона (Бытие 50:13). Стефан не говорит о похоронах Иакова, но лишь о погребении остальных отцов. Глаголы в стихе 16 стоят в множественном числе. Они относятся к существительному «отцы наши» в стихе 15. Книга Иисуса Навина 24:32 также подтверждает, что Иосифа похоронили в Сихеме. Это земля Иакова, где, вероятно, были погребены и братья Иосифа. Таким образом получается, что сыновья погребены на поле отца: Иаков на поле Авраама (Бытие 50:13), Иосиф (и его братья) на поле Иакова (Иисуса Навина 24:32).

Но возникает самый важный вопрос относительно самого поля и его покупки. Хотя Стефан говорит: «купил Авраам … у сынов Еммора Сихемова» (Деян 7:16), Ветхий Завет возвещает только об Иакове, что он купил часть поля «у сынов Еммора, отца Сихемова».

Чтобы легче было разобраться в этом, для начала изучим вопрос о том, кто были продавцы. Обратим внимание на то, что они, как в Ветхом Завете, так и в речи Стефана, упоминаются во множественном числе. Продажу осуществили некоторые «сыны» (Бытие 33:19). Понятие «сын» во множественном числе обозначает разные группы предков. Это могли быть дети мужского пола от одного отца (Бытие 45:21). Но слово также может включать всех предков одного праотца (Бытие 10:31). Отсюда это понятие распространяется на всех членов народа, который берет свое происхождение от этого праотца (например: «сыны Израилевы»).

В данном случае текст упоминает «Еммора». Бытие 33:19 называет его «(пра)отцом Сихема». Соответственно, сыны Еммора – это жители города Сихема. Библейский текст не называет определённую личность, как продавца, а информирует о том, что именно жители города Сихема продали часть поля.

В Деяниях 7:16 сказано, что жители Сихема продали Аврааму гробницу. Согласно Бытие 33:19, около ста лет после этого Иаков покупает у жителей Сихема поле. Покупка поля Авраама в Бытие 23:16-19 – это еще одно событие, отличное от упомянутых. Стефан о нем не упоминает в своей проповеди. Но, в свою очередь, эта покупка Авраама у жителей Сихема не описана в текстах Ветхого Завета.

Нам не известен источник, из которого Стефан знает об этой покупке Авраама. Это может быть частью предания, а может быть и откровением от Бога. Библейское повествование дает нам некоторый фон этой покупки в Бытие 12:6-7. Авраам, находясь в Сихеме, создает там жертвенник. Вряд ли ему позволили бы это сделать на чужой земле. Во время его пребывания там, он купил землю (о чем говорит Стефан) и построил жертвенник.

Таким образом, Стефан использует вне-библейские исторические данные для того, чтобы построить свои аргументы. Речь Стефана – это не толкование исторических событий, а применение библейских истин. В своей проповеди Стефан излагает весть библейского повествования о пути Бога с отцами.

ВЫВОД: Знание и применение культурно-исторического фона – целесообразное средство для составления здравой проповеди.  

Похожие статьи

Comments are closed.