Действующий Бог, Рехвальд Герхард

В начале сотворил Бог … (Бытие 1:1)

Для человека древнего мира никогда не стоял вопрос: «существует ли бог»? Существование какого-то трансцендентного существа всегда подразумевалось. Даже в современном мире атеизма вопрос о существование бога звучит неудачно. Такой вопрос идет мимо сути проблемы. Только посмотрите на корень слова «атеизм». Выражение образуется от греческого слова «теос» — бог с отрицательной приставкой «а». Атеизм детерминирует себя на основе определенного понимания о боге. Если понимать «атеизм», как отрицание бога, тогда его отправной точкой должна быть идея о существовании божества. Если же бога нет, атеизму отрицать нечего. Итак, суть проблемы лежит не в вопросе о существовании бога. Это верно, как для древнего человека, который принимает трансцендентность бога как должное, так и для современника, даже для атеиста, поскольку его мировоззрение основывается на отрицании того, кого не должно быть.

Атеист может отрицать существование какого-то бога. Но, при этом, всё равно остаётся открытым вопрос о существовании такого Бога, чье определение атеист ещё не слышал. Следовательно, вопрос состоит в том, как определить того бога, в которого кто-то верит или не верит. Вопрос не о том: «Существует ли бог?», а правильней вопрос будет: «Какой это бог»?

Книга Бытие, особенно первая глава, дает на него ответ. Он соответствует требованиям обстоятельств древнего мира. Если здесь просто отвергаются иные религии или же объявляется о существовании еще одного божества, тогда это ставит Израильский народ в трудное положение. Как им узнать своего Бога среди множества иных богов? При столкновении с религиями окружающего мира народу Божьему необходим такой признак, по которому можно отличить Бога от других богов. Ответ:«Не такой»,- всегда требует уточнения:«А какой тогда именно»? Когда Моисей возвещает о том, что Бог Израиля отличается от всех других богов, тогда первый и самый срочный вопрос, требующий уточнения – это то, какая отличительная черта характера этого Бога.

Вот причина, почему Библия даёт определение Бога. Она делает это в самом первом предложении:«Сотворил Бог». Самое первое и, следовательно, самое главное, что мы узнаём о Боге, это то, что Он «сотворил».

Как мы выше уже увидели, первая весть о Боге не сообщает нам о Его существовании, например словами: «В начале был Бог…»,- или что-то этому подобное. Существование Бога подразумеваться как данность, а мы уже видим Бога в действии с самого начала. Это второй замечательный момент. Во введение к книге о Боге не встречается описание появления Бога или Его свойств. Например, можно было бы встретить:«Бог великий», —  или:«Бог есть любовь». Об этом Библия тоже пишет, но в другом месте.

Первое и самое главное место занимает высказывание о том, что Бог что-то делает. Первым стоит глагол, то есть описание действия Бога. Писание – это откровение от Бога, в нем Сам Бог определяет Себя посредством действия. Отличительная черта Бога, в том, что Он действует. В дальнейшем, это станет главным аргументом превосходства Бога над идолами. Так, например, пророк Иеремия обличает идолов в их неспособности что-то сделать (Иер. 10:5).

Проявления Бога отличает Его от идолов не только в простых действиях таких, как способность говорить или ходить. Читатель Библии изначально видит Бога в специфическом и довольно определенном действии. Глагол «сотворить» описывает многогранное комплексное действие. «Сотворить» подразумевает применить свои способности для создания чего-то определенного. Глагол косвенно указывает на наличие каких-то способностей у Бога. Последующие раскрывают читателю, какие именно способности у Него есть (говорить, увидеть …).  Наличие этих способностей и их целенаправленное применение указывает на то, что Бог — личность. Личность определяется такими атрибутами, как воля (применять способности), разум (целенаправленность) и чувства (Бытие 1:4 «хорошо весьма»).

Более прямое назначение данного описания состоит в том, чтобы дать характеристику действиям Бога. Фраза «сотворил» дает положительную оценку Божьего характера. Он не разрушает, а созидает. Бог не просто призывает мир к существованию, так как тогда употребление глагола «делать» было бы достаточным. Скорее всего, глагол «сотворить» указывает на то, что Бог проявил «творчество» в сотворении. Он использует свои интеллектуальные возможности, чтобы создать намеренное и осмысленное создание. Из этого и следует, что замысел Бога, заложенный Им в сотворенном, станет узнаваемым и в самом творении (ср. Рим. 1:20; «через рассматривание творений видимы»).

В конечном счете, это и значит, что Бог добровольно что-то о Себе раскрывает. В творении Он действует целенаправленно, Его созидание свидетельствует о Его характере, в том числе и о том, что Бог действует. Это, в свою очередь, говорит о желании Бога, чтобы о Нем узнали. Когда Бог через сотворение раскрывает себя, Он идет навстречу тому, кто может понять и откликнуться на это откровение. Определенное Его действие — «сотворить» — показывает намерения Бога вступить в общение.

Первая строка Библии много говорит о Боге. Это намного больше, чем просто какая-то информация о Боге. Предложение в Бытие 1:1 дает нам азы о характере Бога, они лежат в основе всего дальнейшего повествования. Это повествование о таком Боге, Который действует, Который активно вмешивается в происходящее. Он в этих действиях раскрывает Свой характер и, в конечном счете, этим Он приглашает в общение с Ним.

Похожие статьи

Comments are closed.