Бог призывает – «Формула воцарения», Рехвальд Герхард


    Самый типичный и характерный элемент в третьей и четвертой книгах Царств – “формула воцарения” (3 Царств 15:1-8; 15:25-26; 16:23). Формула состоит из четырёх частей. Первой идет датировка воцарения от начала правления царя Северного или, соответственно, Южного царства. В древнем мире такой способ датировки использовали в большинстве государств. Правление царя являлось центральной отправной точкой для календаря. Это также отражает политические и духовное мировоззрение того времени. Царь накладывает отпечаток на события, жизнь и культуру общества в период своего правления. Календарное название: «В год царствования царя такого-то» становится названием эры. Имя царя характеризирует этот исторический период.


     Второй элемент формулы – богословская оценка царя. Здесь автор оценивает, насколько действия царя были угодными в глазах Бога. Эталоном идеального царя служит царь Давид. Формула часто упоминает имя Давида или приводит его для сравнения. Этот элемент формулы показывает, что летописная функция несет лишь второстепенное значение в книгах Царств. Главное намерение написания книги состоит в том, чтобы показать духовное качество царей Южного и Северного царств. Конкретные действия царя становятся иллюстрацией его духовного состояния. Книги Царств лишь выборочно документируют некоторые события из жизни правителей. Нередко объем написанного исторического повествования не соответствует длительности царствования царя. Чаще всего в книге Царств упоминаются только те события, которые ярко показывают духовное состояние царя и народа. Такие же события говорят и о водительстве Бога. Если событие обличает царя, то ожидается отклик через покаяние. Если событие проявляет славу Бога, должен быть отклик через прославление. Таким образом, выбор записанных повествований исполняет двойную функцию. С одной стороны, в них показан характер Бога. С другой стороны, описывается отклик царя и народа на действия Бога, что раскрывает их духовное состояние.   


     Третий элемент, который автор часто пропускает, это указание на другие источники летописи. Именно в этих других источниках под общим заголовком «прочие дела …» описано всё, что царь сделал (3 Царств 15:7). Они не дошли до нас как документы, но они остались летописью в смысле историографии. Библейский автор ссылается на них, потому что его цель не написать летопись, а дать богословское назидание.


     Формула завершается упоминанием смерти и погребения царя. Она также содержит имя преемника царя. Формула играет важную роль в структуре повествования. Автор намеренно пропускает одни элементы или же делает вставку между другими элементами. Таким образом, он обращает наше внимание на важную информацию. Выделенная или наоборот пропущенная информация указывает на акценты, которые автор желал сделать.


     Формула воцарения Иорама, сын Иосафатова (4 Царств 8:16-24) служит одним из таких примеров. В стихе 16 автор датирует год его воцарения: «В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского». Принципиальный момент, который следует отметить, состоит в том, что отправной точкой датирования служит время взаимного правления в двух царствах еврейского народа. При датировке автор намеренно игнорирует могущественные державы своего времени. Таким образом, он показывает, кто на самом деле господствует и определяет времена.


     Другая особенность касается имен. Оказывается, что в одно и то же время у царей Северного и Южного царств одинаковые имена. На первый взгляд, такое может оказаться вполне нормальным явлением. Подумайте, сколько Елен или Александров можно найти в обыкновенным школьным классе. Всегда были времена, когда какие-то имена были в моде. Но поскольку мы наткнулись на это в тексте, стоит рассмотреть эту особенность поближе.


     В Северном царстве управлял Иорам, сын Ахава. Мать его – Иезавель. Сама она – жрица Ваала из Тира. Через брак с царем Ахавом она внедрила идолопоклонство Ваалу как единственную религию в Северном царстве. Её влияние и роль в качестве виновницы отступления Израиле видно в том, что она вместе с мужем упоминается как эталон неугодного Богу правителя (4 Царств 3:2). Любопытно, что вместе их имена не употребляются. Библейский автор не хочет лишний раз озвучивать имена этих  отступников.


     Стих 18 говорит об Иораме, сыне Иосафатове, что «дочь Ахава была женою его». Если жена царя южного Иорама – дочь Ахава, а северный царь Иорам – сын Ахава, тогда Иорам, сын Ахава, – шурин Иораму, сыну Иосафатову. Другими словами, царская семья дома Давидова в Южном царстве дала согласие на то, чтобы дочь жрицы Ваала вступила в брачный союз с претендентом на престол, потомком Давида. И тогда одинаковые имена сыновей в Южном и Северном царстве можно понимать как намек на близость их мышления. Еще задолго до брачного союза дома Давидова с идолопоклонниками дома Ахава у них было сближение. Эта близость произошла как в политической, так и в религиозной сфере.


     Первая часть формулы воцарения (4 Царств 8:16-18) рисует очень печальную картину духовного положения в Южном царстве. Языческое влияние Северного царства глубоко проникло в Иудейскую царскую семью. А теперь очередь второго элемента формулы – богословская оценка (стих 19). Обратите внимание, что оценка даже не упоминает Иорама, или кого-либо другого из его современников. Оценка, и особенно обетование спасения, «не хотел Господь погубить», основывается исключительно на обещании и верности Бога.


     Бог долготерпит. Иорам оказывается на престоле Давида, при этом его семья уже одно поколение или даже более, дружит и находится под влиянием языческих родственников. И жена у него – дочь жрицы Ваала. Несмотря на все это, Бог не берет во внимание все эти отрицательные предусловия. У Бога есть свой план спасения, который Он доведет до конца. Несмотря на то, что Иорам «делал неугодное в очах Господних», несмотря на то, что Иорам из семьи с изъяном, а его брак с сомнительными  родственными связями, Бог осуществляет одно важное событие.


     Стихи 20-22 выделяют одно единственное событие из восьмилетнего правления Иорама. Вторая Книга Паралипоменон 21 глава показывает более ужасающую картину злодеяний Иорама. Но здесь, в 4-й Царств, сделан акцент на благодати Бога. Среди всех событий, произошедших во время восьмилетнего царствования Иорама, битва в Цаире должна была пробудить царя. Библейский автор использует описание этого события в качестве иллюстрации того спасения, о котором шла речь в стихе 19. Как достойный светильник (стих 19), Иорам одержал победу и «поразил Идумеян, окружавших его». Богобоязненный царь смог бы понять, что это Бог дал победу. Но к нашему удивлению, вместо благословения за победой следует позор. Не только Эдом, но и другой народ, Ливна, выступает из-под руки Иуды. Можно было бы подумать, что благословение Бога через победу принесет плоды на государственной арене. Но именно отсутствие добрых плодов, благословение от Бога остается без последствий в практической жизни и указывает на грех. Самое полезное удобрение не принесет пользы, если дерево внутри трухлявое.


     Иорам не смог распознать это предупреждение. Он пропустил шанс переосмыслить свои отношения с Богом. В нужный момент, когда Бог благословил и вмешался в жизнь царя, тот не покаялся, не откликнулся на призыв Бога. Затем стало уже неважно, что дальше происходило в жизни Иорама, неважно всё «прочее об Иораме и всё, что он сделал» (стих 23) . Без разницы, были ли это плохие дела или добрые: Иорам уже избрал путь без Бога. Бог дал ему возможность избрать лучшее, Он проявил Свою милость, но Иорам не оценил дарованную благодать.


     Формула воцарения возвещает нам об исторических личностях, которые как правители Божьего народа имели важное призвание. Бог поставил их на служение. Бог благословлял их в этом труде. И Сам Бог оценивает их служение по тому эталону, который Он установил в Своем Слове. Формула воцарения действует как скелет красной нити, ведущей к Великому Царю, Сыну Давидову, которым является Иисус Христос. В Нём мы имеем совершенный пример. А цари в формулах воцарения показывают и иллюстрируют нам положительные и отрицательные отклики в жизни людей, призванных Богом на служение.   

Похожие статьи

Comments are closed.