БОГ НЕ ВИНОВЕН В НАШИХ ГРЕХАХ, ИАК. 1:13-16, Синяков Олег

Ключевая мысль обсуждаемого отрывка находится в начале ст.13 – не обвиняйте Бога в своих грехах. По-видимому, были люди, считавшие, если Бог посылает им испытания, значит от Него и то, что они согрешают. К сожалению, современные христиане не так далеко ушли от тех людей и от Адама, обвинившего Бога, что жена, данная Им, соблазнила его на грех. Так и сейчас люди готовы обвинить в своих грехах окружающих, обстоятельства, невозможность исполнить заповеди и т.д. Однако Иаков непреклонен и в ст.14б в центре хиазма провозглашает опорную истину, выражающую причину греха человека – увлечение и обольщение собственной похотью. Для того чтобы у человека не осталось вопросов, он приводит три обоснования своего утверждения:

  1. Бог не связан со злом, ст.13б;
  2. Грех рождается в человеке, ст.14-15;
  3. Бог связан с добром, ст.16-18.


Рассмотрим подробно эти три обоснования.

Бог не связан со злом, ст.13б.

Здесь Иаков делает два заявления. Во-первых: «Бог не искушается злом». Это уникальный богословский текст, дающий характеристику нашему Богу – Он не способен на зло. Под злом в данном случае понимается все то, что имеет низкие нравственные качества. Бог отделен от них. Божья святость и благость исключают и намек о том, что Бог может иметь злые мысли или желания, или же склоняться к ним. Конечно, здесь затрагивается сложный богословский вопрос о происхождении зла. Если Бог по Своей природе не имеет намерений ко злу, то почему зло появилось в этом мире? Либо Бог не до конца добр, либо Он не всевластен? Ответ следующий: Бог разрешил возникнуть злу сначала внутри Люцифера, затем в некоторых ангелах, и потом в Адаме и Еве. У Бога есть намерение явить полноту Своей природы. Его святость осудит зло, а Его благость спасет избранных. Не будь зла, никто никогда не познал бы этих качеств Бога в действии. Итак, Бог по Своей природе не способен подвергнутся искушению на зло. У Него даже не возникает такой мысли или побуждения. Но ради более высокой цели, Он разрешил родиться злу, но родилось оно не в Нем, а в падших ангелах и человечестве. Во-вторых, Иаков заявляет, что «Сам Бог не искушает никого». Это следствие из первого заявления грамматически противопоставлено словам человека «Бог меня искушает». Хотя, как мы выяснили, испытания, то есть внешние трудности в нашей жизни, – от Судьи-Господа, внутренние искушения, то есть побуждения ко греху, не производятся Богом. Бог никого не ведет ко греху. Бог не заставляет человека грешить, не обрекает его на грех. Человек, находясь в испытаниях, несет моральную ответственность перед Богом поступать по Слову. То, что у человека возникают мысли не поступать согласно Писанию, а согрешить, это не вина Бога или возникших испытаний. Испытания просто выявляют то, что внутри человека.

Грех рождается в человеке, ст.14-15.

«Но каждый искушается», – говорит Иаков, то есть все люди попадают в этот список. Так он показывает правду об источнике греховных искушений человека. Далее с помощью специальной грамматической конструкции Иаков показывает кто, или точнее, что производит искушения внутри человека – его собственная похоть.  Вот где корень! Более того, он раскрывает механизм действия похоти. Она воздействует сразу на разум, чувства и волю человека посредством «увлечения и обольщения». Когда похоти дан ход, она спешит произвести свое злое дело. Сначала появляется зародыш «греха», а спустя время человек делает какой-то конкретный грех. К сожалению, падение на этом не заканчивается. Когда грех сделан, его дитем уже является «смерть». Возникает еще один сложный богословский вопрос: как могут умереть от греха верующие люди, которым пишет Иаков? Исходя из контекста послания, его аудитория состоит как из возрожденных, так и из невозрожденных людей, хотя и называющих себя христианами. Поскольку возрожденный человек имеет вечную жизнь, для него смерть может означать, во-первых, нарушение отношений с Богом, во-вторых, физическую смерть, как наказание за грех (ср. 1 Кор. 11:30). Для невозрожденных смерть, это, прежде всего, их состояние, унаследованное от Адама, и вечная смерть (отделение от Бога), ожидающая их после физической смерти. Таким образом, Иаков словно возвращает нас в Эдем, чтобы мы вновь увидели картину грехопадения и ощутили всю трагедию рода человеческого. Источником всего этого ужаса является сам человек, вернее, его собственная похоть, увлекающая и обольщающая его. Поэтому, когда верующий человек пытается понять, почему он сейчас согрешает, ответ не нужно искать в других людях, в вынуждающих обстоятельствах или еще в чем-то, ответ внутри нас, в нашем сердце, где продолжает жить похоть.

Бог связан с добром, ст.16-18.

Теперь Иаков заходит с обратной стороны. Он описывает Бога как дарителя «всего доброго и совершенного», причем оно  постоянно, не прекращаясь, «нисходит» от Него. При этом Иаков подчеркивает природу Божью в противоположность человеческой. Он – «Отец светов», то есть Творец физических небесных светил. Этот прием помогает понять, что, как Бог сотворил небесные светила нам на пользу, и они дают нам свет и тепло, так и все остальное, доброе и совершенное, в нашей жизни творится Им для нашей пользы. Этим самым Иаков показывает доброту и благость Бога, а если это так, то уж конечно Бог не может вводить нас в искушение и в грех. Далее Иаков еще более развивает эту мысль. Он указывает на стабильность Божьей природы словами: «нет изменения и ни тени перемены».  Другими словами, каким Бог был, такой Он и есть, таким Он и будет. Он всегда дает доброе и совершенное. От Него всегда исходит свет. И теперь, если это применить к духовной жизни человека, то оказывается, что Бог не только не вводит человека в грех, а наоборот, Он избавляет человека от греха. Благодаря желанию Бога мы рождены «Словом истины», что сделало нас свободными от рабства греха. Он подарил нам духовную жизнь посредством Слова Евангелия. Какой из даров для человека может быть более добрым и совершенным? Как свет просвещает физическую тьму, так Его Слово просветило тьму наших сердец. Указанная цель нашего возрождения – «быть некоторым начатком Его созданий». Она говорит о том, что возрождение – это только начало добрых и совершенных даров Отца.  Нас ждет еще более удивительное впереди. Поэтому, когда человек начинает думать, что Бог (или люди, или обстоятельства, данные Богом) виноваты в его собственных грехах, то нужно вспомнить о Божьей природе и Его дарах.

Похожие статьи

Comments are closed.