Богословие в книге Левит, Синяков Олег, интервью

 Мой курс называется «Экспозиция книги Левит». Изучая эту книгу, мы раскрываем главную её идею, какова жизнь грешных святых в присутствии Бога. Уникальность книги Левит в том, что она кажется серой, непонятной и далёкой для верующих Нового Завета. Но вместе с тем в ней закладывается богословие глубоких отношений с Богом. Задача моего курса не в том, чтобы просто показать, каким было значение книги Левит для первоначальной аудитории. Мы стараемся увидеть богословские концепции, заложенные в этой книге Богом, и показать, как они работают на протяжении всей библейской истории, их можно увидеть как в Ветхом, так и в Новом Завете. Со временем они трансформировались из видимых и осязаемых вещей в духовную реальность. Например, мы находим концепцию чистоты перед Богом. Она заключается в том, чтобы кушать только определённую пищу, а к чему-то даже не прикасаться. Все это какие-то осязаемые и видимые вещи. Однако уже в Ветхом Завете мы видим, как этот принцип трансформируется. Псалмопевец Давид молится Богу: «Сердце чистое сотвори во мне Боже». Теперь нужно не просто пойти, омыться или принести жертву. Мы видим представление о внутренней чистоте сердца. Слово Божие в Новом Завете нам уже прямо открывает эту идею. Апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам призывает церковь «очистим себя от всякой скверны плоти и духа». И под этим подразумевается очищение от греха, как от некой духовной реальности. Так мы видим, как эти заложенные Богом богословские концепции в книге Левит развиваются, а затем переходят и в Новый Завет.


Почему наше изучение становится интересным? Дело в том, что когда мы говорим о духовной реальности, то люди воспринимают её очень абстрактно. Кажется, что она воспринимается лишь на уровне разума или философских идей. Но книга Левит позволяет нам эти богословские принципы увидеть в осязаемых вещах. В ней идёт речь о реальных животных, о священниках, о скинии. Для народа Божия то, о чем там говорится было видимым. Когда же мы понимаем заложенные в ней Господом принципы, то отношения с Богом начинают приобретать более глубокий смысл, играют яркими красками. Это понимание помогает нам принять истину Писания глубоко в сердце. И в итоге, такое осознание приводит нас к более осмысленным отношениям с Богом. Именно в этом и заключается практическая цель этого курса.


Таким образом, теоретическая часть курса в том, чтобы увидеть богословие в книге Левит. Практическая часть курса в том, чтобы понимание богословских принципов меняло братьев духовно. Эти изменения должны затрагивать их внутренний мир, их семьи, их отношения с Богом, служение и отношения в церкви. И мне кажется, что это нам удаётся. Позанимавшись некоторое время, я вижу, как изучение Писания захватывает братьев. Для них стало более понятным Евангелие и появилось желание более глубоко и в дальнейшем изучать Слово Божие.


Почему книга Левит ожила для меня? Я в своей церкви немножко изменил методологию экспозиционной проповеди. Обычно мы просто раскрываем авторский замысел и делаем актуализацию к нашему времени. Но я добавил в свою проповедь выявление богословских концепций. Я сначала извлекаю авторский замысел, потом из него я формулирую некий богословский принцип, заложенный Богом, а затем этот принцип применяю к нашей жизни. Именно такая проповедь с выделением богословской концепции и делает моё обращение к аудитории живой и актуальной. Но при этом нельзя сказать, что я ухожу от авторского замысла, ведь именно он и определяет основные принципы проповеди.


Книгу Левит не получится проповедовать стандартно. Если мы, например, возьмём главу о всесожжениях, то в ней описаны три типа жертв. Там три пункта о всесожжении крупного скота, о всесожжении из мелкого скота и о всесожжении из птиц. Какими будут пункты в нашей проповеди? Поэтому приходится брать эту главу и вычленять из неё богословие жертвы всесожжения. Это посвящение Богу, в котором есть разные аспекты. А уже затем это богословие проповедовать. Мне кажется, что такая методика помогает сделать проповедь и преподавание более живым.
Один из примеров, в котором ярко можно увидеть такие богословские концепции, это история о суде над Надавом и Авиудом. Обычно, когда мы смотрим на эту историю, то видим очень простой урок. Когда мы приступаем к Богу, чтобы послужить, то все надо делать правильно. Если мы будем делать что-то неправильно, Бог осудит нас. Но это поверхностный взгляд. Когда мы начинаем вникать в суть произошедшего, то видим, что смерть Надава и Авиуда произошла по той причине, что они, во-первых, не вовремя вошли во святилище, во-вторых, они вошли не должным образом. Когда мы начинаем размышлять о том, когда нужно было входить во святилище и каким образом, то видим, что есть день искупления. Этот день один раз в году назначен Богом. Именно тогда первосвященнику можно было войти в Божье присутствие. Но прежде он должен был принести жертву за себя и за свою семью. С жертвенника перед Богом ему нужно было взять угли и положить кадильницу. И только после этого он мог войти во святилище для каждения. Бог принимал такого первосвященника. Нас эта история она направляет к Посланию к Евреям. В нем показано, как мы должны входить во святилище, в присутствие Бога. Оно возможно только посредством Иисуса Христа. В чем был грех Надава и Авиуда? Он был не в каком-то нарушении. Они они не должным способом вошли во святилище. Богом был установлен только один способ в определённый день и через определённую жертву.


А что это означает для нас сегодня? Это означает, что мы можем приближаться к Богу только посредством Евангелия Иисуса Христа. Если же мы попробуем приблизиться к Господу с помощью чего-то другого, например, через законничество, то будем подвержены Божьему суду. Есть только один способ приблизиться к Богу – через веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Об этом нам говорит Послание к Евреям. В нем нам становится понятной фраза: «Итак, мы, принимая Царство непоколебимое, будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поедающий». (К Евреям 12:28,29) О чём здесь сказано? Где автор увидел, что Бог огонь поедающий? Это становится понятным из книги Левит. Этот огонь съел Надава и Авиуда, потому что они не должным образом вошли во святилище. А в Послании к Евреям говорит о евреях, принявших Иисуса Христа, но когда начались испытания, они решили вернуться к Закону. Они стали приходить в присутствие Божье не через благодать в Иисусе Христе и Его Евангелии, а посредством Закона. Поэтому автор предупреждает их быть осторожными. Бог будет судить их за отказ от жертвы Спасителя. Если Бог наказывал в Ветхом Завете за пренебрежение Его принципами, то так же накажет и за пренебрежение Евангелием. Так нам помогает богословие книги Левит.

Сейчас о законничестве мы думаем, что это что-то плохое, оно ограничивает нашу свободу. Но на самом деле законничество вызывает Божий суд. Господь будет судить тех, кто пытается с помощью закона приблизиться к Нему. А вишенкой на торте будет следующее. Мы обычно привыкли противопоставлять понятие святости и Евангелие. Святость Божья требует, чтобы мы были святыми, и как мы грешники тогда можем приблизиться к Богу? Но святость Божия есть и в Евангелии, связана с Благой Вестью. Она показывает, что только через Евангелие мы можем приблизиться к святому Богу, но только через Иисуса Христа и другого способа нет. Иной способ ведёт к поражению, Богу будет судить нас и пошлёт Свой огонь. И так мы видим, как книга Левит связана с Евангелием Иисуса Христа.

Похожие статьи

Comments are closed.