«КОРОНАВИРУС» И НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАН, Тогобицкий П.Б.

      В последние дни баптисты столкнулись с чередой неприятных событий. Заболевание «коронавирусом» нескольких членов церкви пятидесятников в городе Брянске в местных СМИ и в интервью губернатора было представлено как распространение вируса баптистами. Это вызвало резко негативную реакцию окружающих в стиле «Cдохните, твари!», а вскоре после этого случились попытки поджога двух молитвенных домов. Мы не знаем, будет ли иметь эта история продолжение? Столкнутся ли баптисты, пятидесятники или другие христиане с ещё большей агрессией? Но история церкви подсказывает, что опасность есть. Мы можем говорить о непрофессионализме, глупости или предвзятости журналистов или представителей власти. Мы можем привычно отмечать, что от греховного мира было бы странно ожидать хорошего отношения. Но нам также нужно как-то соотнести подобные события с истиной, что всё находится в руках всемогущего Бога.

     Может ли Бог решить, что христианам нужно пострадать от невежества и страха людей, напуганных пандемией? Как бы нам ни хотелось ответить иначе, но нам стоит сказать «да». Кроме того, и сам «коронавирус» принесёт немало боли. Кто-то тяжело заболеет, кто-то умрёт. Также возможно обострение проблем из-за отсутствия работы или из-за недостатка денег. Может ли такое допустить Бог? Да. И, по большому счёту, дело не в эпидемии. Боль – неизменный спутник христианской жизни. Ситуация с «коронавирусом» лишь акцентирует наше внимание на тех вопросах, от которых в более благополучное время можно было «прятать голову в песок».

     Нам, как христианам,  нужно как-то сочетать веру в любящего и всемогущего Бога с тем, что в христианской жизни случаются нелепые, несправедливые, ужасные вещи. Причин их появления в нашей жизни может быть много. Данная заметка содержит некоторые соображения лишь об одной из них: «Бог нас наказывает». Эта идея довольно широко распространена. Её, вроде бы, несложно осознать, но при этом, думаю, легко понять неправильно. Слова: «Ты это заслужил, смирись и терпи», порой закономерно оставляют после себя лишь растерянность или обиду. Можно вспомнить пример Иова и его друзей. Нам легко будет запутаться, если не удастся понять, что такое «наказание»,  кого и зачем нужно наказывать?

     Во-первых, стоит пояснить, почему вообще можно говорить о Божьем наказании там, где по отношению к христианам проявлена явная несправедливость, где христиане испытывают боль именно как христиане. (Хотя в упомянутой выше истории ополчились на баптистов, в обществе растёт негативное отношение к верующим в целом, независимо от конфессий, поэтому вопрос не стоит рассматривать как узко-конфессиональный.) В Послании к Евреям говорится:

«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»

Послание к Евреям 12:4-6

     Довольно непривычно, что наказание обсуждается в контексте борьбы с грехом. Причём оно предназначено не для нерадивых, отступивших или проигравших, но для «всякого сына». Читатели этого послания – состоящая из евреев община. Она находилась, скорее всего, в Италии (обратите внимание на привет от «италийских», то есть приехавших из Италии в 13:24). Они уже пережили одну волну гонений (10:32-34; возможно, когда Клавдий изгнал евреев из Рима [ср. Деян. 18:2]) и лишились своего имущества. Но теперь приближаются гонения более страшные. Всё послание пронизано призывами к верности и предостережениями против компромиссов, чтобы христиане из евреев не начинали преподносить себя лишь как приверженцев старого завета. По Божьему провидению, вероятно, это письмо готовит церковь к гонениям при императоре Нероне. И вот тем, кому действительно придётся сражаться до крови, дано «утешение»: «Помните, что Бог вас наказывает». (Конечно, это не единственное «ободрение» в тексте, есть и другие, не столь парадоксальные.)

     Данное увещание неуникально для Писания. Оно напоминает наставление апостола Петра для христиан из язычников, столкнувшихся со злословием и страданиями за веру (см. особенно 1 Пет. 4:3-4, 12-16). С одной стороны, апостол призывает читателей прославлять Бога за такую участь (4:16). С другой стороны, Петр описывает эти обстоятельства как «время начаться суду с дома Божия» (4:17). Подвиг христиан, сохраняющих верность Богу среди гонений, не отделён здесь от судебного действия Бога по отношению к церкви. Страдания совершаются «по воле Божьей» (4:19). За ними стоит благой замысел «верного Создателя». Таким образом, несправедливые гонения действительно можно представить как наказание или суд от Бога.

     Конечно, судом могут быть не только гонения. В Послании к Евреям истолковывается и применяется текст из Притч (3:11-12). Этот текст, в своём первоначальном контексте, вовсе не ограничен ситуацией преследования за веру. Это позволяет нам размышлять и о других разновидностях наказаний, которые, на первый взгляд, тоже могут показаться неуместными и несправедливыми.

     Растерянность естественна. Мы обычно не воспринимаем наказание (суд, сопровождающийся болью) как благо. Отчасти это связано с нашим пониманием сущности наказания. Обыденный опыт подсовывает следующую модель: ты сделал что-то плохое, так что для «искупления» этого ты должен помучиться. По этой причине, обычно, тот, кто наказывает, пытается соотносить степень вины и болезненность последствий. Перед таким выбором становятся как некоторые родители, воспитывающие детей, так и государство, создающее сложную систему административной и уголовной ответственности. Не всегда мы удовлетворены отдельными элементами системы, но в целом привыкли принимать её как нормальную. Обычно считается, что боль пропорциональна вине. Это кажется справедливым (особенно легко с этим согласиться в отношении других, но не себя). Поэтому, когда люди или обстоятельства разрушают чью-то жизнь, то есть, когда мы вроде-бы видим некое возмездие от Бога, часто звучит вопрос: «Какой именно грех искупает эта боль»?

     Однако тут же мы, как христиане, должны задать себе и иной вопрос: «Разве не все грехи нам уже прощены благодаря смерти Христа на кресте? Разве не все грехи уже искуплены? Если все, то тогда зачем ещё наказывать за них? Если не все, то тогда как нам спасаться, разбираясь с этими непонятными непрощёнными грехами»? В церкви периодически возникала мысль, что прощены либо грехи, совершенные до крещения, либо вообще исправлена человеческая природа, а с личными грехами каждый разбирается сам. Но при таком подходе уже не вера вменялась бы в праведность, и не благодатью бы мы спасались, но именно собственной победой над грехом [см. например, ответ на похожие заблуждения в Рим. 10:1-11]. И раз уж мы, как протестанты, принимаем, что Христос взял на себя все наши грехи (прошлые, настоящие и будущие), есть необходимость логично соотнести это с Божьим наказанием именно для христиан.

     Важно, что в Послании к Евреям цель наказания представлена не как искупление или возмездие. Оно «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (12:10-11). Оно соотнесено с нашим будущим – святость, мир, праведность, – а не с нашим прошлым. Оно описано как «для чего-то», а не «за что-то». Потому вопрос о конкретном грехе, за который нужно расплачиваться столкновением с гонителями либо иной болью, не имеет здесь смысла. Представленное наказание – не возмездие за грех, оно – способ исправления и развития нашей личности, приведение её в соответствие с Божьим замыслом относительно нас. Именно поэтому оно не противоречит тому, что искупительное дело Христа уже совершено.

     Пожалуй, по своему смыслу термин «наказание» в стихах 12:5-11 приближается к термину «воспитание» (примечательно, что используемое здесь греческое слово παιδεία имеет и такое значение). Впрочем, выбор имеющегося перевода – это не злонамеренность переводчиков. И сравнение с земными родителями в ст. 9-10 (включая страх перед ними), и указание на печаль в ст. 11 показывают, что в воспитании есть болезненная составляющая, которая и отображена избранием слова «наказание». Также нам могут быть полезными выражения из упомянутого ранее послания Петра. Апостол, помимо суда, говорит о скорби от искушений, чтобы сделать драгоценной нашу испытанную веру (1 Пет. 1:6-7), и о посылаемом для испытания «огненном искушении» (4:12; образ, скорее всего, связанный с переплавкой драгоценных металлов для очистки, см., 1:7 и, например, Мал. 3:2-3).

     Итак, верующий человек нуждается в наказании, или же, другими словами, суде, испытании искушениями, воспитании болезненными средствами, чтобы желаемая Богом глубокая вера и практическая святость могли формироваться в нём. В настоящее время это кажется печальным. Но эта печаль не разрушительна для тех, кто с Богом. Однако нам важно формировать правильное отношение к наказанию/воспитанию Божьему, чтобы не создать себе ненужных духовных или психологических проблем. Вот два совета на основании Послания к Евреям.


1. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ НАКАЗАНИЕМ-ВОСПИТАНИЕМ (Евр. 12:6; ср. Прит.3:11).


     Конечно, мы не можем игнорировать боль как явление, но можем не позволить себе увидеть в ней воспитывающее Божье действие. Самый простой способ – всё внимание сосредоточить на виновнике боли. В случае с гонениями, например, он есть, и он явный. Возмущение, жажда справедливости, желание найти выход – достаточно сильные чувства, чтобы отвлечь на себя внимание. Поймите правильно, речь не идёт об оправдании виновного или, например, об отказе изменить ситуацию. пример этому мы находим в Деяниях. После того как Павел и Сила были незаконно избиты и заключены в тюрьму в Филиппах, на следующий день Павел добился извинений от местных властей [Деян. 16:35-38]. И они не просто только порадовались и обращению темничного стража, и последующей свободе. Потому, например, и обращение к властям, после того как журналисты стали использовать информацию о религиозной принадлежности заболевших коронавирусом (вопрос даже не в правдивости), вполне уместно. Вот только и в этой ситуации, как и в других подобных, остаётся необходимым подумать, что верующие проходят через трудности именно по воле Бога. Также и в случае с безликими силами, наподобие болезни, всё внимание может быть поглощено медицинскими вопросами или просто необходимостью перетерпеть боль. Но вопрос о Божьем воспитательном действии не нужно отбрасывать.

     Ещё раз напомню, что речь не идёт о попытках раскопать какую-то вину в своём прошлом (особенно если она неочевидна). Возможно, это также и не проблема какого-то особого порока в настоящем. Болезненная ситуация, во-первых, позволяет нам что-то понять о нас самих. Это тест, выявляющий, чем, на самом деле, наполнено наше сердце, что из него потечёт, если ткнуть его посильнее. И это хорошая тема, чтобы обдумывать её перед Богом, каяться (в смысле принятия решений о переменах) и искать Его помощи. Во-вторых, и это ещё важнее, трудные времена помогают нам понять наши взаимоотношения с Богом. Они явно демонстрируют нужду в более глубокой зависимости от Него. «Господи, мне очень нужен Ты». Это полнее осознаётся, когда внешние обстоятельства указывают на нашу слабость. Можно ли попробовать «барахтаться» без Бога? Да, и читатели Послания к Евреям были близки к тому, чтобы стараться это делать. Совет им и нам: не пренебрегайте наказанием, но ищите через него способ расти в Боге и развивать свои отношения с Ним. Эпидемия коронавируса – не самое плохое время для этого.


 2. ПОСТАРАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ В НАКАЗАНИИ ЛЮБОВЬ БОЖИЮ.


     Автор послания настойчиво подчёркивает, что воспитывающее наказание подразумевает сыновство, любовь и принятие: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (12:6). Потому-то и весть о наказании названа «утешением». Видимо, апостолы это неплохо понимали. Например, будучи избиты в синедрионе в Иерусалиме, они «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41), а в другом случае Павел и Сила «молясь, воспевали Бога», находясь в темнице (16:25). Некоторым из нас трудно будет найти в себе готовность (и уж тем более желание) радоваться таким образом. Тем не менее, размышления о Боге, о Его действиях и судах должны приготовить нас к тому, чтобы трудные времена не разрушали нас отчаянием, ропотом и страхом. Всемогущий и любящий Бог допускает боль и использует её как Свой суд над нами. При этом Он не перестаёт быть всемогущим и любящим, а мы не перестаём быть Его возлюбленными детьми.

      Острая стадия эпидемии коронавируса не навсегда. Как-то мы приспособимся жить с ним. Озлобление общества тоже не постоянно. Может возрасти, а может и схлынуть. Но пусть даже не станет глобальных проблем, каждый всё равно столкнётся с тем, что Бог «бьет же всякого сына, которого принимает». Возможно, это случается незаметным для окружающих образом. Иногда через то, о чем некоторые скажут: «Это мелочь, не парься», но тебе-то все равно больно. А возможно, это произойдет явно, через то, что, кажется, и вынести никакому человеку невозможно. Но мы точно будем наказываться-воспитываться и расти. Бог приведёт нас в Свою вечную святость! Тогда все коронавирусы будут позади. Пока же не стоит просто обвинять, бравировать или бояться, но нужно использовать и саму ситуацию с вирусом, и его социальные последствия, чтобы продолжать размышлять о Боге и о самом себе перед Ним.

Аминь!

Похожие статьи

Comments are closed.