Благословение маленького человека в большом мире, Павел Тогобицкий

Страх. Постоянный спутник нашей жизни. Иногда еле заметный, кружащийся где-то вдалеке. С таким можно даже «поиграть», поужасаться тревожным, но далёким новостям, поохать с друзьями об опасном, но туманном будущем. Но затем страх подбирается ближе. Мы чувствуем его дыхание. Болезни, смерть, нищета, преступления, несчастные случаи, потеря близких, разрушающееся и сходящее с ума общество, требующее новых жертв государство – всё это вдруг оказывается совсем рядом. И вот мы уже ощущаем себя маленькими, беспомощными человечками перед лицом огромного и опасного мира. Это парализует, порабощает, разрушает жизнь. К тому же на наших страхах играют мошенники, пропагандисты и, в конце концов, сам диавол, манипулируя нашими мыслями и поступками. Так хочется вырваться из этих липких объятий, так важно увидеть свет в сгущающейся темноте.

Вы скажете: «Есть же Бог!» Это правда. Однако мы не всегда умеем видеть Его благословения за пеленой опасностей и бед. Этому нужно учиться, и этому нас учат апостолы. Павел однажды записал для христиан из Ефеса свою молитву, начинающуюся словами: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).

«Благословивший» – важная тема для читателей. Жизнь христиан в Ефесе не легка. Это город, где господствует храм Артемиды, одно из семи чудес света. Нескончаемый поток паломников, пышные празднества продолжительностью до полутора месяцев, величие, красота, гордость. Помните двухчасовой крик толпы: «Велика Артемида Ефесская!» (Деян. 19:28, 34)? Всё это не забавный фольклор. Артемида в первом веке воспринимается как помощница в связях с потусторонним миром, покровительница колдовства. Христиане однажды сожгли в этом городе колдовских книг на 50000 (Деян. 19:19; на наши деньги миллионов триста), и это лишь крохотная часть. Не удивительно, что по улицам разгуливали одержимые бесами, так что даже появилась опасная профессия Иудейских заклинателей (Деян. 19:13-16). Древние авторы пишут, что обычный ефесянин боялся выйти из дома, не обвешавшись защитными амулетами. И вот посреди этого большого языческого города, рядом с процветающим языческим культом, среди колдовства и бесовщины возникает христианская церковь. Верующие взбаламутили общество, вызвали закономерную ненависть. Они по-прежнему немногочисленны и, кажется, беззащитны. Порой наваливается смущение и растерянность из-за того, что «злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Страх притаился совсем рядом. А апостол говорит им: «Вы благословенны!»

Современные язычники не страшнее язычников Ефеса, и современные бесовские культы не страшнее древних (правда сегодня они часто выглядят не как храмы богов, а как идеологии и общественно-политические системы). Но и мы всё ещё маленькие человечки в маленьких церквушках посреди огромных неподконтрольных нам сил. Нам тоже нужно вместе с древними христианами услышать: «Вы благословенны!» Нам важно вместе с ними увидеть то, что вырывает из сетей страха.

Павел говорит: «…благословивший нас во Христе». Порой мы быстро перескакиваем через подобные фразы. Более двухсот раз у апостола встречается идея пребывания «во Христе», и мы, привыкнув к повторениям, почти уже не задумываемся о смысле. Но именно «союз со Христом» (как это традиционно называют богословы) является определяющим в нашей жизни. Христос, соединив нас с Собой, взял на Себя наши грехи, чтобы умереть за них на кресте; Он умер, и мы умерли вместе с Ним так, что наша старая жизнь прекращена; Он воскрес, и мы воскресли с Ним так, что теперь мы живём новой, данной Им жизнью; ни грех, ни прошлое, ни мир больше не могут безраздельно властвовать над нами. Это соединение вечное, и оно является потрясающим проявлением Его любви. Сам Бог желает, чтобы я всегда был с Ним!

Именно потому, что мы во Христе, мы благословлены. Все природные, человеческие и демонические силы – всего лишь тварные явления. Что они на фоне Творца? Способны ли они поразить того, кто в Нём? В детских играх есть защитная фраза: «Я в домике», – она работает в рамках игры. У нас есть удивительная возможность сказать: «Я во Христе», – и это действует в рамках всей вселенной. Нам полезно произносить её перед лицом искушений и страхов, чтобы напоминать себе, на что мы надеемся. Мы маленькие человечки, но благословляющий нас Христос велик. Это не означает, что боль невозможна в нашей жизни. Есть Божии планы, которые включают в себя страдания Его детей. Но это не бессмысленные страдания, и мы не безвольная игрушка злых или слепых сил. Мы во Христе, а значит, Он ведёт нас по необходимой дороге к благой цели.

Следующая деталь текста помогает осознать особенности этой цели: «…благословивший нас… всяким духовным благословением».  Может быть, нам чуть-чуть обидно, что здесь ничего не сказано о материальных благословениях. Их легче пощупать. Их проще воспринимать. Но не спешите разочаровываться. Посмотрите, о чём говорит Павел. Во-первых, Бог избрал нас во Христе прежде создания мира (Еф. 3:4). Представьте: земли ещё не было, а у Бога уже есть планы относительно нас в грядущем мире. Мы важнее храмов и идеологий, корпораций и государств. Важны настолько, что Бог избирает нас не просто «обводя кружочком» наши имена, но решив усыновить нас Себе (3:5), делая Своими детьми. Это шаг любви, а не расчёта.

Во-вторых, поскольку все мы оказались рабами греха, духовными трупами, слугами диавола и чадами гнева (2:1-3), Богу пришлось заплатить невероятную цену, чтобы приобрести нас для Себя. Он купил нас кровью Своего возлюбленного Сына (3:7). Мы теперь особая собственность Бога, за которую Он дорого заплатил. Наши маленькие церквушки среди огромного мира – удивительная ценность в Его глазах. Перед лицом страхов и смущений христианам важно перенастраивать своё восприятие, чтобы всё больше ценить ценимое Богом, и не слишком впечатляться всем остальным. И даже если страхи подталкивают к компромиссам с безбожным миром, мы куплены не для этого. У Бога есть план «все небесное и земное соединить под главою Христом» (1:10), и церковь – первый элемент данного соединения, образец единства и жизни во Христе, призыв для остальных войти в это благое единство. Быть центром Божьего труда в мире – благословенная привилегия и ответственность.

В-третьих, Бог позаботился о надёжном положении Своего приобретения. Мы «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (1:13-14). Печать указывает владельца, залог обеспечивает завершение дела. И вот, печатью и залогом Бог делает самого Себя. Одно из лиц Троицы Собой гарантирует, что Божии духовные благословения точно продолжат осуществляться в нас. Что может быть более обнадёживающим?

Итак, Отец избирает нас через усыновление, Сын искупает нас через крест, Дух запечатлеет нас через пребывание в нас. Мы драгоценность в Божиих глазах и первый элемент в этом мире благой будущей вселенной. Нам нужно учиться думать о себе правильно, чтобы за нашей малостью и слабостью не потерялось величие действующего в нас Бога.

Одна из особенностей Его действия открывается в последней фразе 3-го стиха: «…благословивший …в небесах». Здесь апостол использует необычное и довольно редкое выражение для описания небес, которое, впрочем, часто встречается именно в этом послании. В небесах мы благословлены (1:3), в небесах Сын посажен одесную Отца (1:20), в небесах во Христе посажены мы (2:6), в небесах находятся «начальства и власти», через церковь познающие премудрость Божию (3:10), в небесах обитают и мироправители тьмы века сего и духи злобы (6:12; в последнем случае Синодальный перевод точно то же выражение перевёл «поднебесные»). Так что в данном случае под небесами стоит понимать не место обитания Бога, но то, что мы бы могли назвать потусторонним миром или духовной реальностью. И именно в этой реальности мы благословлены. Те, которые когда-то были под властью «князя господствующего в воздухе» (2:2), теперь вырваны из-под его власти и во Христе посажены выше него (1:20-21, 2:6). Хотя война с ним не закончилась, мы уже с Победителем-Христом.

Власть над потусторонним миром приписывали Артемиде, но это оказалось ложью. Сегодня немало тех, кто претендует на власть над мировоззрениями и ценностями (а у этого всего есть и духовное измерение), кто пытается определять судьбы народов и будущее человечества. Но и они повторят судьбу культа Артемиды и превратятся в очередной исторический хлам. А церковь, то в силе, то в уничижении, так и продолжит до самого пришествия Христа стоять Его силой и благословениями.

У нас немало поводов для страха. У нас много вопросов без ответов. У нас порой возникает катастрофическое ощущение беспомощности и обреченности. Но это иллюзия. За маленькими людьми стоит безмерный Бог, а потому как бы ни была глубока тьма, свет Божьего благословения сильнее. Пусть слова апостола в Послании Ефесянам помогут нам яснее видеть это.

Первоначально опубликовано в журнале «Христианское слово» №3 за 2023 г.

Похожие статьи

Comments are closed.