Богословие Послания Иакова. Синяков О.В.

Послание Иакова, несмотря на свой маленький размер, очень насыщено богословием. В нем можно найти ценные утверждения для каждого раздела систематического богословия. Всё начинается с учения о Слове Божьем. В самой цели послания заложено понятие «истина» (5:19), зафиксированное в «насаждаемом Слове, могущем спасти» (1:21). Именно это Слово является средством духовного возрождения людей (1:18). И все наставления построены на том, что для последующего духовного роста это Слово надо «слушать» (1:19-23). Слово Божье является основой и сущностью истинной мудрости для человека (3:17). Это «Писание» (2:23; 2:8; 4:5), пришедшее от «пророков, которые говорили именем Господним» (5:10), по-другому называется «законом» (1:25; 2:8; 2:10-12; 4:11). И здесь под законом надо понимать не просто закон Моисеев, а закон как синоним Писания, истины и Слова Божьего, частью которого являются заповеди. Это Слово получило прогрессирующее развитие с приходом Иисуса Христа и Нового завета. Поэтому теперь оно называется «законом царским» (2:8, отсылка на слова Иисуса Христа о наивысшей заповеди, совпадающие с Лев. 19:18). Теперь с приходом Христа закон становится «законом совершенным» (1:25), то есть построенным на любви, и «законом свободы» (1:25; 2:12),  построенным на желании возрожденного сердца исполнять заповеди. Если же отдельно говорить о взаимоотношении закона Моисеева и закона Христа, то, хотя их моральные заповеди и схожи, так как у них один источник – Бог, все же это две разные юрисдикции, потому что они относятся к двум разным заветам. Верующие Нового завета не обязаны исполнять закон Моисеев, но в их сердце Духом Святым вложен закон Нового завета, и они имеют внутреннее желание исполнять его. Вместе с тем, как уже было сказано, закон Моисеев и закон Христа имеют очень близкую степень соприкосновения в наивысшей заповеди (Матф. 22:37-39). Итак, мы имеем с вами Слово Божье в виде книг Ветхого и Нового Заветов, посредством этого Слова мы родились для веры, посредством этого Слова мы духовно растем и преодолеваем все испытания веры и искушения. Слово – это мерило всего в нашей жизни и наша мудрость.

Самый интересный факт о Боге, изложенный в послании, – это Троица! Ведь послание Иакова – один из ранних документов Нового Завета. Иаков представляет Отца и Сына как единого Господа и Судью. С одной стороны, в начале послания с помощью грамматической конструкции он показывает, что это разные Личности (1:1). С другой стороны, в одних местах он использует термин «Господь» применительно к Отцу (1:7; 3:9; 4:10; 4:15; 5:4; 5:10; 5:11; 5:15), а в других местах применительно к Иисусу Христу (1:1; 2:1; 5:7; 5:8). Кроме этого, у Иакова Судьей является как Отец (4:12), так и Сын (5:7-9). Также Иаков не забывает и о Духе Святом, живущем в нас и любящем нас до ревности (4:5). Далее, Бог представлен в послании Тем, Кто не имеет ничего общего со злом (1:13) и является источником всякого блага (1:17). Он един, т.е. нет других богов (2:19). Именно Бог владычествует над нашей жизнью, определяя ее сроки и обстоятельства (4:15). Этот Бог очень милосерд (5:11) и является нашим целителем (5:15). Но одну истину о Боге Иаков выделяет особым образом – Бог Судья (1:12; 2:5; 4:6; 4:12; 5:4; 5:9). Причем говоря о Боге, как о Судье, Иаков показывает активное Божье действие по воздаянию каждому человеку должного, и что именно Бог решает, кому дать и кому чем воздать, кого унизить, а кого возвысить. Эта картина становится еще более яркой на фоне попыток людей возвысить самих себя: богатых над бедными (1:9-10; 2:2-3; 5:4); в желании учить других (3:1); в демонстрации своей «мудрости» (3:13); в стремлении преодолеть других в борьбе (4:1); в самоуверенности (4:13). Но истина такова, что над всем этим стоит Господь, и поэтому лучшее для человека – подчинить себя пути истины, смириться и уповать на Бога, ожидая Его суда.

Не проходит Иаков и мимо учения об ангелах. Он не говорит об ангелах, служащих Богу, однако открывает завесу темной стороны духовного мира. Бесы существуют и они подконтрольны Богу (2:19).  Именно дьявол и бесы являются коренным источником греха и зла на земле. Они возбуждают греховную речь человека (3:6), они дают человеку мудрость, альтернативную Божьей (3:15); они производят конфликты между людьми (4:7). Человек же при этом не безвинен. Дьявол и бесы тонко воздействуют на внутренние похоти человека, а результатом действия похоти и становится грех (1:14-15). Таким образом, Иаков рисует цепочку: дьявол – бесы – похоть человека – грех и зло.

Иаков уделяет немало места учению о человеке. Человек носит на себе образ и подобие Божие (3:9). По его мнению, человек состоит из тела и духа (2:26). Его жизнь на земле очень непрочна (4:14). Развернуто представлено учение о греховности. Как уже было показано выше, грех рождается внутри человека в виде похотливых желаний (1:14-15). Далее грех проявляется в речи, когда находящееся внутри выходит наружу (3:6). Именно под влиянием собственного греха у человека формируется ложная мудрость – душевная, т.е. не имеющая духовной, Божьей основы (3:15). На этом разрушительное действие греха не останавливается: он рушит отношения между людьми (4:1), греховные желания и мотивы приводят к тяжбам с другими. И еще одному проявлению греховности Иаков уделяет чуть больше внимания – социальной несправедливости. В шести из двенадцати наставлений прямо затрагивается данный вопрос. Даже создается впечатление, что «богатый» в Послании Иакова синонимичен «нечестивому» и наоборот. Это связано с реалиями его времени. Еще ветхозаветные пророки обличали народ Израиля в таком же грехе. В Евангелиях мы видим, как Иисус сталкивается с той же проблемой. Но и наш современный мир, наверно, не далеко ушел от неё. Однако Иаков непреклонно призывает верующих к изменениям в этом вопросе. Он говорит о ценности бедных людей (2:5), призывает богатых вместо притеснения бедных (2:3; 5:1-6) думать об истинно правильном отношении к ним (1:9-10; 1:27; 2:15-16; 5:1). Вместе с тем послание учит и бедных: с радостью переносить свои испытания (1:12) и проявлять долготерпение (5:7). В общем, Иаков рисует картину, что Судья между богатыми и бедными – Господь (1:11-12; 2:5; 5:1; 5:9). На фоне описания такой глубокой греховности человека очень актуальным становится учение об освящении.

Учение о спасении начинается с понятия духовного рождения верующих Отцом через Слово. Это спасение по вере (2:1), которое должно быть подтвержденным делами (2:22). Дела веры и есть освящение, совершаемое посредством слушания, то есть знания и применения Слова (1:21). Причем такое освящение носит характер свободы (2:12), так что благодаря возрождению верующий человек имеет внутри себя импульс быть послушным Божьему закону свободно. Еще одной характеристикой такого освящения является совершенство (1:25). Все услышанное Слово в совокупности раскрывает любовь к Богу и к ближним. Речь идет об освящении, движимом не только внутренним импульсом от нового сердца, но и любовью. Такому освящению есть дополнительная помощь – взаимная молитва и подотчетность верующих (5:16). Также в послании, хотя и косвенно, но все же представлена двойная мотивация для эффективного освящения: награда, ожидающая исполнителей Слова в вечности (1:12), и судилище для верующих (3:1). Невыясненным остается только один вопрос, почему Иаков не говорит прямо о Евангелии? Нет упоминания о смерти и воскресении Иисуса Христа. Ответ на этот вопрос лежит в понимании того, что это послание еврея евреям. Для нас Иисус Христос – это обозначение личности нашего Господа, но для евреев того времени слово «Христос» вмещало в себя всё Евангелие. Они понимали, что речь идет не просто о некой личности по имени Иисус Христос; речь идет о личности по имени Иисус, который есть Христос! И Иаков подразумевает, что его слушатели знают весть об Иисусе как о Христе, а именно как о Том, Кто не только Царь, но и Сын Человеческий, пришедший искупить Свой народ. Иисус Тот, в Ком исполняются все пророчества Ветхого Завета о Спасителе. Поэтому упоминание Иисуса как Христа в послании (1:1; 2:1) и есть выражение Евангелия.

Церковь в мышлении Иакова – это собрание равноправных участников, соединенных под главенством Иисуса Христа (1:1; 5:19-20). Исходя из этого, братья и сестры в церкви призваны оказывать взаимную помощь в нуждах (2:15-16), не должно быть конфликтов (4:11), ожидается помощь друг другу в следовании по пути истины (5:16). В церкви должны быть пресвитеры, чья роль в содействии верующим держаться пути истины (5:14).

Также Иаков отмечает ключевые моменты учения о грядущих событиях. Прежде всего, он показывает, что Бог замыслил новое творение, а его началом являются рожденные от Бога верующие (1:18). Кульминационным же событием будущего станет возвращение Иисуса Христа (5:7-8). А поскольку Иисус – Царь, то Его пришествие ознаменуется судом (5:9). И конечно, подданым Иисуса, победившим в испытаниях обещана награда (1:12).

Похожие статьи

Comments are closed.