Благословение и проклятие. П.Б. Швецов

Одно из самых частых слов в христианском лексиконе – «благословение». Мы просим у Бога благословить пищу, дорогу, общение. Мы раздаем благословения направо и налево: «пусть Господь благословит тебя», «благословений тебе, брат», «Господи, благослови…». Но что значит «благословлять»? И, с другой стороны, мы боимся слышать противоположное благословению слово – «проклятие». Некоторые приписывают проклятию какую-то дьявольскую силу, источник. Боятся услышать его. Но что значит «проклятие»? Кто может проклинать по-настоящему? Какую духовную силу имеют благословение и проклятие?

Интересно, что с этими словами мы встречаемся уже на первых страницах Библии. Вот некоторые отрывки о благословении: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях , и птицы да размножаются на земле» (Быт.1:22); «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27,28).

Мы видим, что источником благословения и проклятия является Сам Бог. Именно Бог благословил Свое творение и наделил его всякой силой и способностью исполнить то, что было выражено в благословении «плодиться и размножаться, и наполнять землю», и «владычествовать» человека над ней.

Благословение – это не просто пожелание, но это действенное, результативное словесное выражение. Бог не только сказал «благословляю», но и наделил способностью исполнить это благословение.

С проклятием то же самое. Оно тоже происходит от Бога. Проклинает Бог, не сатана.

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17); «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» (Быт.5:29).

Сатана, в свою очередь, сам становится объектом проклятия Божьего (см. Быт.3:14). И это тоже не просто словесная формула, пустые слова, а действенное исполнение. Слова проклятия были подкреплены силой Господа – земля действительно стала проклятой, уже Адаму нужно было трудиться в поте лица на ней, чтобы получать урожай, а змей действительно стал ползать на брюхе.

То есть, когда Бог благословляет или проклинает, то это реально исполняется. Такая действенность благословений и проклятий коренится в природе Господа – могущество, справедливость, святость. Благословение, как благо (награда) от Господа, проклятие, как наказание за грех. Не случайно формула благословения и проклятия стала частью условия заветных отношений между Господом и Его народом.

«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня» (Втор.28:15-20).

Но мы так же видим, что благословляет и проклинает человек.

«Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:24).

Как и Бог, человек может выразить проклятие словесно, но только Бог осуществляет его на практике. От Елисея ничего не зависело в этом смысле, он не мог мистическим образом управлять медведицами. Просто его проклятие соответствовало воле Божьей, Его желанию наказать нечестивцев. Если проклятие не соответствует воле Божьей, оно соответственно не действенно, бессильно.

Например, Голиаф проклинал Давида своими богами, и желал ему позорной смерти. Результат мы знаем: проклятие Голиафа не исполнилось, а проклятие Давида исполнилось по воле Божьей.

«И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1Цар.17:43-47).

Интересно, что у язычников считалось, что благословения и проклятия имеют власть сами по себе, достаточно лишь их сказать, как заклинание, исполнить формулу. И поэтому произнесение благословений и проклятий считалось действенным средством, обеспечивающим их исполнение.

В Иерусалиме найдены два маленьких серебряных свитка (около 2,5 см длиной), которые содержат благословение священников – Чил.6:22-27. В настоящее время надписи на них VI—VII вв. до н. э. представляют древнейший образец библейского текста. Но они, по сути, являются погребальными амулетами. То есть, как легко благословение Божие в руках греховного человека превращается в суеверие.

Важно также отметить, что все неверующие люди находятся под проклятием греха и вечной смерти. А все христиане благословлены Богом в том смысле, что они освобождены от вечного наказания за грех и будут пребывать в вечном общении с Богом, где уже не будет ничего проклятого.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41);

«Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2Пет.2:14);

«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:3,4).

Итак, благословение – это пожелание добра (блага) от Господа (словесное выражение), так и сам факт исполнения Богом. Проклятие – это желание наказание, так и сам факт его исполнения Богом. Кто может благословлять и проклинать? Словесно – любой. В смысле исполнения – только Бог, а не человек или дьявол. Какую духовную силу имеют благословение и проклятие? Полную, если произносятся по воле Божией. Никакой, если ей не соответствуют.

Похожие статьи

Comments are closed.