Я ничего не понимаю. Герхард Рехвальд

Не раз приходилось слышать вроде бы искреннее признание: «Я начал читать Библию, но там все так сложно, ничего не понимаю».

Когда человек говорит, что он «читал», мы можем предположить, что он знаком с основным правилом семантики, и что он умеет распознавать буквы. Текст, с которым он боролся – т.е. библейский текст – является переводом с еврейского и греческого языка. Оригинал, как и перевод, появились в результате написания авторами. Как раз эти библейские авторы многократно утверждают, что через свои тексты они хотят передать важную информацию (Ав 2:2; Лук 1:3; Втз 31:26). Средством этой самой передачи и является язык, которым и авторы, и читатели владеют. Только на основании общего языка гарантируется разумная передача какой-либо информации.

Намерение автора передать осмысленную информацию подразумевает, что сами тексты написаны таким же осмысленным образом. Для этого автор (и вслед за ним переводчик) соблюдает правила грамматики, выбирает такие слова, которые наилучшим образом выражают то, что он хочет сказать.

В результате подобного процесса написания получается текст на русском языке. Русский язык – значит, что текст содержит слова, которые читателю знакомы, поставлены в порядке, который соответствует правилам русского языка.

Подобный текст способен прочитать любой читатель, владеющий азами русского языка. Фраза «я ничего не понимаю» ничем не оправдана. Рассмотрим простой пример из библейского текста. В Евангелии от Луки написано: «Иисус пошел с ними» (Лука 7:6). Сказуемое этого предложения – глагол в прошедшем времени от глагола «идти». Перед глаголом стоит имя собственное в именительном падеже. Это подлежащее для данного глагола. Глагол показывает действие, которое подлежащее исполняет. Таким образом, легко понять, что некий человек Иисус когда-то в прошлом передвигался пешком в определенное место. Присутствующее дополнение «с ними» указывает на то, что это действие произошло в сопровождении, по крайней мере, еще двух человек.

Это маленькое исследование показало, что даже такое короткое предложение содержит довольно большой объем информации. Оно дает хорошую основу для того, чтобы достичь здравого понимания текста.

Но все-таки, чем объяснить трудности в понимании, с которыми сталкивается не только лишь случайный читатель? Если же автор стремился передать доступную весть, и правила написания этому лишь способствовали, почему тогда бывает, что некоторая информация так и не доходит?

Недостаток не в тексте, а в читателе. Это та же самая причина, почему люди переходят дорогу под надписью «Нет перехода»; почему машины стоят там, где есть знак «Машины не ставить»; почему мусор валяется там, где написано «мусор не бросать». Указания ясны и доступны. Каждый прочитал их, знает их, понимает их. А почему не следует им? Читатель этих объявлений, как и читатель библейских текстов, не успевает перейти от получения информации к ее применению.

Павел описал это в 1 Кор 2:14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

Человеку не хватает Святого Духа, чтобы правильно оценить и применить то, что он читает. Задание Святого Духа не в том, чтобы дать понимания Писания. Святой Дух действует в человеке, чтобы применять, а не понимать. Рассмотрим подробнее. Допустим, противоположное тому, что здесь говорит Павел, т.е. Святой Дух необходим для понимания Писания. Тогда получается, что дарить неверующим Библию бессмысленно. Мы напрасно проповедуем и призываем к покаянию. Как может тот, который не имеет Святого Духа, понимать, о чем написано, о чем в проповеди идет речь? Еще тревожнее, что читатель может привести нашу собственную фразу в свою защиту и оправдание. «Я читаю Слово Божие, я слышу призыв к покаянию, но я же ничего не понимаю». Тогда же был бы виноват Бог. Он мне не дал Святого Духа, а я остаюсь в неведение. Делать вид, как будто я не понимаю, о чем текст Библии говорит, очень похоже на слова Адама, который также сваливал вину на других.

Вот в чем Бог обличает человека. Бог дал человеку разум и понимание. Бог возвещает свою весть (Евр 1:2). Для этой цели Бог использует средство, доступное и ясное – язык и грамматику, благодаря которым мы каждый день общаемся. Бог не обличает нас в глупости или безграмотности. Писание достаточно ясно написано. Самое необходимое каждый может понимать. Но подчиняться и применять без Святого Духа невозможно. А это так сложно признать! Со дня Адама человек считает себя умным, в состоянии все делать самостоятельно. А когда человек читает Библию, он узнает, что нуждается в Боге. Бог обличает человека в гордости и в отрицании Его авторитета.

Писание дает достаточно доступной для понимания информации. Но нежелание признать правоту Бога заставляет человека прятаться за фразой «я ничего не понимаю». Таким образом, человек вначале отрицает средства, которые Бог ему предоставил для подхода к Писанию. А потом человек остается в том же неведение, которое он сам для себя избрал.

А другой читатель внимательно читает и понимает, что он нуждается в Боге для того, чтобы применять прочитанное. Понимание и признание нужды в Боге ведет его к покаянию. Тогда Святой Дух делает все необходимое, чтобы человек мог применять прочитанное в своей жизни.

Герхард Рехвальд

Похожие статьи

Comments are closed.