Наипервейшая заповедь, Виноградов Д.В.

Часто мы готовы выступать в качестве экспертов. Нам кажется, что мы способны правильно оценить происходящее вокруг, раздаем советы, говорим, что правильно, а что неправильно. Готовы отстаивать свою точку зрения. Это происходит как на уровне межличностных отношений, так и в тех сообществах, где мы находимся, а сегодня это становится особенно заметным, когда есть возможность делиться своим мнением в различных соц. сетях. Как много комментариев, постов и прочего можно найти сегодня в ответ на происходящие события в мире, в нашей стране, в жизни отдельно взятых людей. Но всегда возникает вопрос, а насколько адекватно и надежно то мнение, которым мы делимся с другими? Может ли так оказаться, что наши предпосылки неверны, наш взгляд однобокий и поэтому наши выводы неправильные?


Эта проблема возникла не вчера. На страницах Писания мы неоднократно встречаемся с людьми, которые выступают в качестве экспертов. Они оценивают происходящее, делают выводы, пытаются оценить не только людей, но и Бога. В Евангелии от Марка описаны столкновения духовных лидеров Иерусалима с Иисусом. Они вынесли оценку служению этого учителя. Оказалось, этот человек им не подходит, поэтому они ищут повод схватить Его, задавая Ему разные сложные, неразрешимые вопросы. Но Господь, зная их лицемерие, коварство, злой умысел, отвечает так, что Его противникам остается лишь замолчать. И, наконец, Иисусу задают последний вопрос: «Какая заповедь первая из всех?» (Мр. 12:28). Этот вопрос задает очередной эксперт, книжник. Напомню, что книжниками считались те люди, кто посвятил себя изучению Священного Писания, исследованию всех его тонкостей и особенностей. Принадлежал ли он к какой-то фракции, партии, группировке, мы не знаем; единственное, что мы можем с уверенностью сказать, что этот человек неплохо знал Священные Писания. Его вопрос был непростым. В Законе Моисеевом немало заповедей, но какую из них можно считать самой важной? В те времена же было сложно определить, какая из всех заповедей наиважнейшая. Это сегодня, каждый христианин с легкостью скажет, какая первая, а какая вторая заповедь, и все это благодаря ответу Господа. Это первое, чему учат детей в воскресной школе, первое, что узнают новообращенные в церкви. Сегодня ответ Господа хорошо известен не только среди христиан.


Самые главные заповеди в Библии это любить Господа Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, и ближнего, как самого себя. В Евангелии от Матфея 22:40 евангелист дополняет слова Господа фразой: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Господь отвечает не как эксперт, а как автор Закона Божьего. Он и есть тот самый «Я-есмь» явившийся Моисею в пустыне.


Сегодня мы хотим разобраться, как любить Бога сердцем, как любить Его душою, как разумом или силой. Конечно, эти попытки разобраться обоснованы, но возможно  ли любить Бога отдельно сердцем без разума или же силою без души? Эта заповедь о том, чтобы мы принадлежали Богу всем своим естеством и не разделяли свою любовь к Богу на запчасти. Но есть еще и другой, не менее важный вопрос: «Если главное в Законе Моисеевом любить Бога и ближнего, если в этих заповедях заключается вся суть Закона Божьего и учения пророков, почему этот закон стал неподъемным бременем для народа Божьего? Как любовь к Богу стала непосильным игом?» И эта проблема актуальна не только во времена евангельских событий. К сожалению, для многих верующих само Евангелие, учение Христа становится тем, чем был Закон Моисеев для евреев. Он перестает быть благой вестью, а становится сборником правил и постановлений, которые так тяжело исполнять. Любовь Богу и к ближнему становится тяжелым грузом. А, тем более, сегодня, когда в мире столько политических, экономических, межличностных проблем, как вообще возможно любить Бога всей душою и ближнего как самого себя?


Удивительно то, что Господь не просто дает ответ на поставленный вопрос, Он отвечает гораздо шире, чем ожидается. Он выступает не как эксперт, а как Тот, Кто знает истинный замысел Божьего откровения в Писании. И этот замысел в том, чтобы человек мог стать отображением славы Божией. Во-первых, Он называет не одну, а две заповеди. Казалось бы, что может быть самым важным, если не любовь к Богу. Все заповеди Божьего Закона пропитаны главной идеей послушания и покорности Богу. Разве не должна жизнь Божьего народа принадлежать Богу во всем, в том, что они делают и чем занимаются? В исполнении постановлений Господних человек мог проявить свою преданность и посвящение Богу. Только так можно быть угодным Господу, только так можно проявить свое отношение к Нему. Если Бог важен для меня, то и Его закон становится неотъемлемой частью моей жизни. Далее, Иисус отношение к Богу связывает с отношением к ближнему. Вторая заповедь, возлюбить ближнего, это часть Божьего закона, и ее тоже нужно исполнять. Так легко любить Бога, если не нужно любить ближнего. Можно молиться, петь псалмы, размышлять над мудростью Писания, когда никто не мешает, не вмешивается в мои отношения с Богом. Но часть Божьего замысла, чтобы естественным следствием наших отношений с Богом были отношения с ближними. Чем больше я узнаю, какой Бог, тем больше понимаю, как Он относится не только ко мне, но и к другим грешникам. Оказывается, Бог видит не только мои нужды, но и нужды окружающих меня. Смотря на то, как Господь Иисус заботился о нуждах людей вокруг Него, начинаешь понимать, что Он пример для подражания и в любви к Богу и в любви к ближнему.
Сегодня обстановка в мире, как никогда ранее, способствует тому, чтобы уберечь нас от вредного влияния со стороны окружающих. И это не только связано с пандемией, когда нам приходится отгораживаться от ближних масками и соблюдать социальную дистанцию. Теперь мы можем работать, учиться и даже ходить в магазин дистанционно. Мы свободны выбирать, с кем общаться, кого слушать, а кого игнорировать. Но, когда у нас нет необходимости общаться с людьми, то и невозможно узнать их нужды, а, следовательно, невозможно исполнить вторую заповедь Божию.


Но где взять сил, набраться смелости, чтобы выйти навстречу людям и позаботиться о них? Об этом Господь говорит в первых словах Своего обращения: «Господь Бог наш есть Господь единый». О чем эти слова? О том ли, что Бог Троица и Он един? Да, Бог Троица и Он един, но Господь не отвечает на вопрос о единстве Бога о роли Отца, Сына и Святого Духа. Он отвечает на другой вопрос. Говорят ли эти слова, что нет других богов, и только Бог единственный Бог. Да, есть только один Бог, а другие боги – выдумка. Но не об этом Его слова. Для каждого еврея было очевидным, что нет других богов, что все мироздание возникло благодаря единственному Творцу. Да и не об отношении к  другим религиям учит Иисус народ. Вопрос исполнения заповедей – это вопрос подчинения. Для народа Божьего есть только один господин, чью волю нужно исполнять и этот господин – «Господь Бог наш». Исполнение заповедей – это не просто вопрос того, что делать, а чего нет. Прежде всего, это решение, чью волю исполнять, чьей воле подчиняться. Любить Бога и любить ближнего без признания Бога своим Господом невозможно. Можно говорить о своей любви к Богу и к ближнему, но если не признавать Его право и власть управлять моей жизнью, то все наши слова бесполезны. Когда я сам – господин своей жизни, то сам и определяю, какое место в ней принадлежит Богу, а сколько времени я могу уделять ближнему. Но Иисус говорит, что только Господь Бог есть единственный Господь нашей жизни, и эти слова обращены не только к Израилю. С одной стороны, эти слова – вызов стремлению человека к свободе воли и к демократии. Наименьшее, на что человек согласен сегодня, это быть на равных с Богом в определении курса своей жизни, своего будущего. Но с другой стороны, это призыв задуматься, а кто же этот Господин и какое место Он занимает в моей жизни. Бог в любом случае обладает всей властью и силою. Никто и ничто не способно противостать Его воле и отменить Его замыслы. Поэтому историю всего мира Он ведет к финалу, какой Он замыслил. В истории, какую Он уже написал, мы либо выбираем быть вместе с Ним, либо становимся Его противниками, а для них в этой истории печальный конец. Тем, кто признает Бога своим Господом, Бог предлагает близкие семейные отношения. И как поется в одной христианской песне, в Божьем замысле «место есть для каждого, очень ценен ты, ведь ты – тот, для кого, Бог отдал на распятье Сына Своего». Когда знаешь такого Бога, то и подчинение Ему не тяжко. Он не только повелевает нам  любить Его всем сердцем, разумом и силами, но Сам дает силы и способность быть Ему послушным. Он не только эксперт по всем вопросам, Он источник и даятель жизни, поэтому служение Ему приносит благо и наполняет жизнь смыслом.  

Comments are closed.