ВАКЦИНА ОТ ОБИДЫ, Алексеев Павел
Обида. С этим словом, у нас в голове сразу возникает букет негативных слов:
– растерянность,
– смятение,
– ступор,
– погружение в тягостные раздумья,
– беспомощность,
– острая боль, отстранение.
Внутрення ломка сопровождается психологической болью. Христос говорит нам любить обидчика. НО как любить того, кто причинил мне боль?
К тому же общество пропагандирует дистанцирование и добавление в “черный список” людей, которые сделали нам неприятно или больно.
Христос же учит нас делать добро, благословлять и молиться за них .
Не является ли это воззвание устаревшим в современной ” культуре отмены”? Не выглядит ли эта идея утопической?
Эти вопросы про нас и для нас.
Церковь – это место принятия, заботы и любви. Но так же церковь – площадка для обиды и злоречия. Общаясь друг с другом, мы неизменно будем время от времени причинять боль:
- сплетнями,
- грубостью,
- невыполненными обещаниями,
- недостаточным вниманием и поддержкой.
Злословие, оскорбления и враждебность приходят в дом каждого из нас без приглашения. Как жить с такими неприятными соседями?
Библия говорит нам в Евангелие от Луки 6 главе:
27Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Евангелие от Луки 6:27
Эти стихи сообщают нам следующий принцип:
1. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ ПОДРАЗУМЕВАЕТ СЕРЬЁЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНИ.
Современная культура заявляет, что помимо семьи, любовь должна быть проявлена:
1. К тем, кто этого заслуживает.
2. К слабым и нуждающимся.
В первой категории, речь идёт о людях, которые в моих глазах, не испортили репутацию. Они не сделали мне больно и относятся ко мне с уважением.
Ко второй категории – люди, которые нуждаются в моей помощи (экономической и социальной).
Но Христос говорит, что подлинная любовь – она гораздо больше этого. Она любит тех, кто:
§ кто тебя очень сильно не любит – ненавидящим;
§ кто оскорбляет, поносит, злословит – проклинающих;
§ кто проявляет злобное отношение – обижающих.
Это когда человек тебе активно проявляет зло, а ты в ответ проявляешь к нему активное добро. Иисус открывает новые горизонты любви – любить тех, кого противоестественно любить. Любить тех, кого любить непринято и запрещено.
Быть Христианином – это не просто делать добро тем, кто ко мне хорошо относится или во мне нуждается. Это делать добро тем, кто точно не заслуживает этого.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. 30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад.
Евангелие от Луки 6:29-30
Второй принцип, который мы видим:
2. ИИСУС ПРИЗЫВАЕТ ТЕБЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ВРАЖДЕБНЫМИ ЛЮДЬМИ
Это описание не конкретного действия, а принципа. Почему после удара по щеке, человек может получить удар снова? Почему лишившись одной рубашки, он может лишиться и второй? Потому что он остался рядом с человеком, который причинил ему вред. Именно нахождение рядом является следствием повторения неприятной ситуации. Нам совсем не хочется переживать горький опыт снова. И первое, естественное желание, возникающее в нашем сердце: «Я никогда больше этого не допущу». И поэтому я добавляю такого человека в
- «чёрный список»,
- ставлю на нем крест,
- помечаю его ярлыком «не годен».
Я буду всячески избегать человека, который причинил мне боль. И вот на фоне этого Иисус говорит нам: “подставь другую щёку, не препятствуй взять и рубашку“( Евангелие от Луки 6:29).
Господь призывает нас продолжать поддерживать отношения с враждебными людьми, несмотря на риск, что зло сделанное в наш адрес, может повториться.
АКТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРА ВРАГУ – ЭТО ВАКЦИНА ОТ ВИРУСА ОБИДЫ И ИЗОЛЯЦИИ.
И тут мы подходим к финалу этой истории.
3. ПОБЕДА ЗЛА ЛЮБОВЬЮ ВОЗМОЖНА ЛИШЬ В БОГЕ.
36 итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Евангелие от Луки 6:36
В этих словах суть и главное отличие христианства от всех других религиозных течений. Суть всех традиционных религий сводится к одному: необходимость послушания вероучению, чтобы получить прощение и снискать благословение. Но Иисус показывает нам, что причина такой любви к людям – это не моя попытка стать более угодным Богу, а милосердие Бога. Сострадательность Бога ко мне – причина моей сострадательности ко ВСЕМ людям.
Это значит, что только Бог может сделать меня способным так любить. Только Он может дать мне новое сердце, любящее людей и имеющее изменённое мировоззрение. Христос не просто наш пример – Он источник такой любви. Поэтому лишь в Нем, мы можем являть такую любовь. Лишь Его силой мы можем так относиться к врагам. Лишь ОН может через нас побеждать зло любовью. Когда мы с вами об этом забываем, то мы превращаемся в религиозных людей.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ – ЭТО ХРИСТИАНСТВО БЕЗ ХРИСТА.
Когда я за Христа, но без Христа, то превращаюсь в человека, который имитирует христианскую деятельность. Я веду христианский образ жизни на уровне привычки, традиции и выгоды. Я стараюсь любить недоброжелателей, но напоказ и с фальшивой улыбкой и формальным отношением. Но если Бог мой Отец, а я его сын, то эти отношения влияют на меня, изменяя до неузнаваемости. Я начинаю по-настоящему любить обидчика. Молюсь о том, кто причиняет мне боль. Делаю добро тем, кто вынашивает планы по причинению мне зла.
Клайв Льюис сказал: «Если вы хотите перестать страдать, перестаньте любить людей». Молюсь, чтобы ты не свернул на дорогу равнодушия, отчуждённости и обиды, но выбрал путь победы зла любовью Христа.