ЧУВСТВО ПЛЕЧА, Климкин Иван

Служитель церкви в своём служении периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в своём труде, и этот список можно продолжать дальше. Я третий год тружусь в молодой церкви НЕБО (Новосибирская Евангельская Баптистская Община) и уже успел испытать ряд сложностей. Их мне помогает преодолевать применение принципа Нового завета, а именно – коллегиальное руководство.

Что такое коллегиальное руководство? Это лидерство, которое подразумевает двух и более человек, с равными полномочиями, одинаковой ответственностью и единством в принятии решений.

БИБЛЕЙСКИЙ ОПЫТ

Проанализировав все тексты Нового Завета, где упоминается о пресвитерах, на предмет их количества в поместной церкви, то коллегиальное лидерство стало для меня не просто хорошим практическим знанием, но и библейской ценностью. Я увидел, что коллегиальное лидерство в церкви — это норма для церквей Нового завета.

В Новом завете употребляются такие термины:

πρεσβύτερος (66 раз),
πρεσβυτέριον (3 раза),
ἐπισκοπή (4 раз),
ἐπίσκοπος (5 раз),
ποιμήν (17 раз).

Не все эти слова употребляются в контексте церкви и церковного руководства. Убрав не относящиеся к теме отрывки, я проанализировал только – πρεσβύτερος (18 раз), πρεσβυτέριον (1 раза), ἐπισκοπή (1 раз), ἐπίσκοπος (4 раз), ποιμήν (1 раз).
Эти слова содержатся в следующих отрывках: Деян. 11:29-30; 14:20-23; 15:2-6, 22-23; 16:4,5; 20:17, 20:28; 21:18; Иак.5:14; 1Пет.5:1,5; Еф.4:11; Фил.1:1; 2,3 Ин.; Тит.1:5-7; 1Тим. 3:1-2, 4:14, 5:17, 5:19.
В рамках статьи, рассмотрим данные отрывки. Их выбор осуществлялся с учётом различной географии церквей. Это поможет нам увидеть повсеместную практику, а не только  локальную.

(1) АСИЯ

Один из первых опытов создания церкви в Новом завете.

20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошёл в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. 21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23 Рукоположив же им пресвитеров (πρεσβυτέρους мн.ч.) к каждой церкви (ἐκκλησίαν ед.ч.), они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Деян.14:20-23

χειροτονήσαντες δὲ αὐτοῖς κατ᾽ ἐκκλησίαν πρεσβυτέρους, (Act 14:23 BGT)

Данный текст показывает, как во время третьего миссионерского путешествия, Павел и Варнава рукополагают пресвитеров в разных городах. Братья последовательно прошли несколько поселений, где проповедовали Евангелие. В каждом из них уверовали люди – в Антиохии Писидийской (Деян.13:43, 48, 52), в Иконии (14:1), в Листре (14:20), в Дервии (14:21). В тексте не приводится точное количество уверовавших в каждом отдельном городе. Понятно одно, что когда Павел и Варнава проповедовали, уверовавшие были все в одном месте. Когда Павел и Варнава пошли по городам в обратном порядке, то рукоположили там пресвитеров, тем самым образовав церковь. Можно предположить, что в каждом городе церквей было несколько, но синтаксис говорит о другом. В каждом городе было по одной церкви: κατ᾽ ἐκκλησίαν ед.ч. (единственное число) и «к церкви» (в каждом городе) рукоположены пресвитеры. Множественное число говорит о том, что пресвитеров было, как минимум, два в каждой церкви города.

(2) ИЕРУСАЛИМ

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам (πρεσβυτέρους мн.ч.) в Иерусалим. 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. 4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью (ἀπὸ τῆς ἐκκλησίας ед.ч.), Апостолами и пресвитерами (τῶν πρεσβυτέρων мн.ч.), и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. 5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6 Апостолы и пресвитеры (οἱ πρεσβύτεροι мн.ч.) собрались для рассмотрения сего дела.

Деян.15:2-6

Павел и Варнава отправляются на совет к апостолам и пресвитерам Иерусалима, где была одна церковь. Это мы видим из употребления слова «церковь» в единственном числе, и в этой одной церкви были апостолы и пресвитеры. 6 ст. показывает, что для решения вопроса собралась не вся церковь, но лишь апостолы и пресвитеры. Это указывает на коллегиальный совет в поместной церкви.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры (τοῖς πρεσβυτέροις мн.ч.) со всею церковью (τῇ ἐκκλησία ед.ч.) рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23 написав и вручив им следующее: “Апостолы и пресвитеры (οἱ πρεσβύτεροι мн.ч.) и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

Деян.15:22,23

Этот текст является продолжением предыдущего. После принятого решения апостолы и пресвитеры уже подключают всю церковь для избрания людей способных передать их решение братьям в Антиохии. На этом этапе было важно привлечь всю церковь, потому что избранные люди становились представителями всей Иерусалимской церкви. Здесь мы, как и в предыдущем отрывке, видим коллегиальную форму управления в поместной церкви. В эту коллегиальность вовлечены также и апостолы.

(3) ЕФЕС

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров (τοὺς πρεσβυτέρους мн.ч.) церкви (τῆς ἐκκλησίας ед.ч.)

Деян.20:17

Павел обращается к пресвитерам, признавая их особую роль в церкви. Единственное число указывает на одну церковь в городе Ефес, а также на коллегиальное представительство данной церкви.

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ἐπισκόπους мн.ч.), пасти Церковь (τὴν ἐκκλησίαν ед.ч.) Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

Деян.20:28

Этот стих продолжение обращения Павла к пресвитерам церкви в Ефесе. Здесь Павел называет пресвитеров блюстителями (епископами), обращая внимание на их охранную функцию в церкви против лжеучений. Обращение ко всем пресвитерам показывает, что они должны были пасти церковь коллективными усилиями, а не поодиночке. Это указывает на коллегиальность в заботе. Слово «церковь» здесь употребляется в единственном числе, но возникает вопрос: это говорится о поместной или о Вселенской церкви? Контекст говорит о поместной, но слова «приобрёл Себе Кровию Своей» указывают на Вселенскую. Поместная церковь является частью Вселенской. Христос умирал за вселенскую, а значит и за поместную церковь. Не будет ложным утверждение, что Христос умирал за конкретную поместную церковь, потому что об этом говорит контекст.

Итак, данный текст говорит о коллегиальной заботе, которую должны оказывать пресвитеры поместной церкви в Ефесе.

(4) КРИТ

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам (kata. po,lin ед.ч.) пресвитеров (πρεσβυτέρους мн.ч.), как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ (τὸν ἐπίσκοπον ед.ч.) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец

Тит.1:5-7

Здесь мы видим употребление двух разных слов «пресвитер» и «епископ» в качестве синонимов. Оба слова описывают одну и ту же группу людей – руководителей церкви. Тимофей по просьбе Павла должен поставить достаточное количество пресвитеров. Внимание здесь стоит обратить на фразу, переведённую в синодальном переводе «по всем городам», и она не так точно отражает единственное число в греческом тексте. Возможно перевод, отражающий единственное число, будет таким: «и поставил в каждом городе пресвитеров». Получается,  церковь являлась незавершённой в своём развитии, если в ней не будут нести служение, по крайней мере, два пресвитера.

ВЫВОДЫ

Церкви, находившиеся в разных местах Римской империи, устраивались с коллегиальным руководством. Такая практика была общепринятой.

50% изученных текстов описывают коллегиальный опыт руководства; около 25% текстов ничего не говорят о количестве пресвитеров; 25% текстов являются неясными. Стоит отметить, что тексты, противоречащие идее коллегиального руководства и утверждающие единоличное управление – отсутствуют.

ЯсныеНеясныеБессодержательныеПротиворечащие
Деян.14:20-23 Деян. 15:2-6, 22-23 Деян.16:4,5 Деян.20:17, 20:28 Деян. 21:18 Иак.5:14 Фил.1:1 Тит.1:5-7Деян.11:29-30 1Пет.5:1,5 1Тим.4:14 1Тим.5:17  2,3 Ин. 1Тим.3:1-2 1Тим.5:19 Еф.4:11   


Каким образом толковать неясные тексты?

Последовательным решением будет толковать их, опираясь на ясные тексты,  тем более что ясные тексты представлены в Новом Завете в большом количестве.

Данный подход к управлению общины верующих не новый. Хотя церковь создана Богом в период Нового Завета, но начиная с Ветхого Завета еврейское общество управлялось советом старейшин. Исследуя Новый Завет, мы не находим новых указаний от Бога о форме управления, поэтому вполне естественно было перенять уже существующую форму управления для поместной церкви

Важно отметить, что отсутствуют тексты, противоречащие учению о множественности пресвитеров. Нет ясных текстов указывающих, что должен быть только один пресвитер. Более того, в 3Ин.9-11 мы встречаем Диотрефа, который «любит первенствовать». Желание быть единоличным лидером церкви показано в отрицательном свете. Это существенное предупреждение против управления одним пастором.

НАШ ОПЫТ

Подражая опыту первых церквей, мы в церкви НЕБО последовали практике коллегиального руководства. Мне стала очевидна практическая польза от этого.

Во-первых, я испытываю недостаток мудрости в разных вопросах касательно церкви. Обсуждая их вместе с другим служителем, всегда легче найти верное решение. В народе говорят «одна голова хорошо, а две лучше».

Во-вторых, коллегиальность помогает бороться с гордостью. Проводя за изучением Библии больше времени, чем остальные члены церкви, понимаешь, что знаешь больше, чем они и можешь ответить на многие их вопросы. И от этого иногда появляется чувство превосходства над теми, кто меньше знает. Но твой сослужитель обязательно поговорит с тобой об этом, поправит, если нужно.


В-третьих, в церкви есть неудобные или сложные люди. Иногда появляется страх перед ними. Благодаря помощи сослужителя через совместную беседу с неудобным человеком, ощущается поддержка, необходимая при наставлении сложных людей.


Благодаря совместному труду можно служить более эффективно. Есть много факторов мешающих развиваться. Например, лень, болезнь, экстренные дела и прочее. Сослужитель, побуждаемый Богом к тем же целям что и ты, обличит тебя, подстрахует, ободрит и поможет делу Божьему, и оно будет совершаться дальше и улучшаться.


Есть также видимые сложности коллегиального руководства:

(1) Тратится больше времени на принятие решений.

На начальном этапе многие вопросы требуют согласования. Со временем ты лучше узнаешь своего сослужителя и понимаешь образ его мыслей. Появляется опыт, как понятно донести свою мысль. Часть вопросов повторяется, поэтому решения, принятые однажды, сохраняют свою актуальность и в будущем. Потратив на решение вопросов достаточное количество времени в начале, в дальнейшем уже не требуется стольких усилий.

(2) По некоторым вопросам сложно договориться.

Если какие-то вопросы требуют решения, а нам сложно договориться, то один смиряется, принимая лучшие аргументы другого. Если нет единства мнений, а вопросы не требуют немедленного решения, то проблема не выносится из узкого круга, а остаётся для рассмотрения внутри совета. Такая практика производит добрые изменения в наших характерах.

Баптист Марк Дэвер в своей популярной книге «Продуманное созидание церкви» пишет о коллегиальном руководстве поместной церковью:

Я могу честно признаться, что изменение системы в пользу множественности пресвитеров в нашей̆ церкви оказалось самым полезным событием за всю историю моего служения пастором в церкви в Вашингтоне.

Марк Дэвер

Братья сослужители, желаю и вам испытать благословение от чувства плеча сослужителя!

Список литературы

  1. Марк Дэвер и Пол Александер. Продуманное созидание церкви: Служение, основанное на Евангелии. Славянское Евангельское Общество, 2009. – 224 с.
  2. Благомыслие(богословский альманах). – Новосибирск: «Новосибирская библейская богословская семинария», 2012. – 192 с.

Comments are closed.