Богословие Торы, Пшеничный Геннадий Ильич, интервью

Пшеничный Геннадий Ильич преподал учащимся семинарии курс «Богословие Торы». Он несёт служение пресвитера-учителя в  церкви «Дом Евангелия» ЕХМС г. Краснодар. Также он является Ректором Кубанского евангельского христианского университета (КЕХУ).

На этой неделе я преподаю курс «Богословие Торы». Торой называют пять книг Моисеевых, которые в целом составляют единое произведение. Само понятие «Тора» на русский язык можно перевести словом «навигатор». С этим термином хорошо знакомы автомобилисты. Когда нам нужно из точки “А” достичь точки “Б”, то мы используем навигатор, который указывает нам маршрут. Именно так мы и представляем Тору. Одна из целей данного курса показать, что хотя Тора содержит множество законов, но она не учит, что, соблюдая эти законы, человек обретёт спасение. Мы стремимся увидеть христологическую линию первых 5-ти книг Ветхого Завета. А если быть точнее, это не пять отдельных книг, но пять частей одной книги. Идея о Христе прослеживается на протяжении всех этих частей, от Бытия до Второзакония. В своём завершении Тора оставляет нас в ожидании Мессии.

Весть о Мессии раскрывается в Пятикнижье, но не так ясно и полно, как в Новом Завете. Она содержит немало текстов, указывающих на грядущего Избавителя. О Моисее, например, сказано, что « не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Второзаконие 34:10). Чем интересен этот текст? Ранее Бог дает обещание: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Второзаконие 18:18). Мы понимаем, что речь идёт о пророке с большой буквы. Также о нем говорит автор книги Деяний, ссылаясь на этот текст. Мы видим, что пришествие пророка обещано, но в конце книги мы узнаем, что это обетование ещё не исполнилось. Возможно, этот текст был записан гораздо позже, когда уже весь ветхозаветный канон был уже собран. Складывается впечатление, что эти слова написал тот, кто уже знал всю историю Израиля. И он подводит итог, что такой пророк так ещё и не пришёл. Следовательно, этот текст оставляет читателя в ожидании пришествия великого пророка.

Так же в книге Второзаконие можно увидеть ряд отрывков, похожих на новозаветные тексты. «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе” (Второзаконие 30:6). Когда эти слова исполнятся, то все будет по-другому.

Как христианам относиться к Ветхому Завету? К законам и заповедям, записанным в Торе?

Дело в том, что Тора является ядром Ветхого Завета. Невозможно понять ни одну тему в Писании, не понимая послание Пятикнижия. Прежде всего, это связано с книгой Бытие. В ней рассказывается о происхождении человека, о причинах того, почему мы видим мир таким, какой он есть сейчас. Уже в Бытие звучат обетования, которые исполнятся лишь во Христе. В Бытие 3:15 Бог провозглашает проклятие над змеем и впервые упоминает о семени. И хотя ещё не понятно, о каком семени идёт речь, но эта тема раскрывается в Писании, подобно бутону розы. Далее мы видим, как Бог обещает Аврааму, что именно в его семени придёт благословение для всех народов. Мы уже больше начинаем понимать, как Бог решил реализовать Свой план. Затем в книге Чисел 24 главе об этом семени говорится как о царе Израиля. Поэтому те, кто не читает Тору, терпят ущерб. Их понимание Писания ограничено. Они не смогут понять всей глубины Божьего замысла. Ведь и в Новом Завете у одного только апостола Павла мы можем найти более сотни цитат из Ветхого Завета. Сегодня, когда мы цитируем какую-то литературу, то для слушателей, незнакомых с этими произведениями, моя речь будет не понятной.

Изучение Ветхого Завета требует больше усилий и труда в изучении. Нам не все понятно. С событиями, о которых идёт речь в ветхозаветных книгах, нас разделяют сотни и даже тысячи лет. Но когда нам становится понятен замысел этих книг, мы видим глубину замысла Божьего в истории мира.

Какими принципами следует руководствоваться при чтении Ветхого Завета? Что помогает нам увидеть христологический замысел?

Мы не должны искать Христа там, где о Нем не говорится. Нужно помнить, что Писание трактует Писание. Также не стоит торопиться смотреть на Тору через призму Нового Завета. Нужно понять, каким образом  ветхозаветные авторы интерпретируют друг друга.

Этому есть множество примеров. Можно сказать, что вся история Израиля – это один большой пример. Я уже упоминал об идее семени. С ней мы встречаемся уже при описании событий, связанных с Адамом и Евой. Когда Каин убивает Авеля, то Ева вдруг понимает, что не он был обещанным семенем. Когда рождается Сиф, то она восклицает, что Бог дал ей другой семя. Далее мы видим, что именно в семени Авраама Бог обещает благословить все народы. Но мы не знаем, кто будет этим семенем? Это будет весь народ или пророк? Возникает множество вопросов. Есть немало загадок, которые хочется решить.

Затем Иаков принимает эстафету у Авраама. Он получает благословение от Исаака, хотя и путём обмана. В своём благословении Исаак говорит: «Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Бытие 27:29). И у первоначального читателя могло возникнуть представление, что Иаков является этим семенем. Но из дальнейшего описания мы видим, что не Иакову служат народы, а он служит другим. И глагол «служить» встречается семь раз в его истории. Также мы видим, что он поклоняется брату Исаву, а ему никто не поклонился. Так становится более понятным, что обетование ещё не исполнено. Это  понимал и сам Иаков.

Далее уже его сын Иосиф видит странные сны. Тут снова всплывает тема о поклонении. И хотя Иаков упрекнул Иосифа, но все же «его заметил это слово» (Бытие 37:11). И эта интрига постоянно держит читателя в напряжении. Мы думаем, что теперь Иосифу должны поклониться. И в конце истории о нем мы видим, как братья поклоняются ему. Кажется, что его история заканчивается, но вдруг в 49-й главе мы находим толкование событий в жизни Иосифа. Мы узнаем, что уже об Иуде говорится: «Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих, поклонятся тебе сыновья отца твоего» (Бытие 49:8). И получается, что события в жизни Иосифа всего лишь предвосхищают то, что должно произойти в будущем. Мы видим, что обетование о семени исполнится через колено Иудино. Так мы постепенно собираем из маленьких кусочков более полную картину.


Ещё мы встречаем интересное пророчество Валаама. Он как будто говорит об Израиле в 23-й главе Чисел, но в 24-й он вдруг говорит о царе Израиля, хотя никаких царей над народом ещё нет. Он провозглашает: «…превзойдёт Агага царь его и возвысится царство его» (Числа 24:7). Тут Валаам неожиданно цитирует 49-ю главу из Бытие: «Преклонился, лежит, как лев и как львица. Кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:9). А это цитата, в которой речь шла именно о колене Иуды. Тут мы понимаем, что история о семени развивается дальше. И когда говорится «проклинающие тебя, будут прокляты», то это не о колене, а о царе из колена Иуды. И таким образом, мы видим, как история Израиля постепенно вносит ясность в понимание общей картины Ветхого Завета.

Когда мы читаем Новый Завет, то видим, что он является кульминацией всего, о чем было сказано в Ветхом Завете. Теперь нам становится понятным первоначальный замысел Божий, заложенный в Писании. Это как разгадываешь кроссворд. Пока пытаешься подобрать слово, бывает очень трудно, когда же посмотрел ответы, то говоришь, что и сам знал, в чем была загадка.

Comments are closed.