Смирение и смелость при изучении Библии, Гуртаев Александр

Мы с братьями проходим курс «Экзегетика трудных текстов Библии». Его суть заключается в том, чтобы научиться использовать на практике экзегетическую методологию, изучаемую ими на курсах  герменевтики и экзегетики, по отношению к сложным текстам Священного Писания. Стоит отметить, что чаще всего читающие Библию боятся обращаться к подобным текстам, чтобы изучать их самостоятельно или объяснять их в церкви. Моя задача заключается в том, чтобы показать братьям, насколько это реалистично, как можно и нужно исследовать трудные тексты, этого не стоит бояться. Но в то же самое время мы снова и снова подчёркиваем, что поскольку мы имеем дело с такими текстами, нам нужно обладать определённой долей смирения. Трудный текст не напрасно считается трудным. Уже по определению необходимо принять, что существуют очень разные воззрения, связанные с пониманием этих отрывков. В действительности такие тексты ставят перед нами непростые задачи, они содержат какие-то загадки и требуют размышления. Поэтому основная цель курса, с одной стороны победить страх, отработать экзегетическую методологию, а с другой стороны напомнить о необходимой доле смирения.

– Какие советы можно дать тем, кто изучает такие тексты?

Прежде всего, нужно не бояться изучать трудные тексты. Это особенно важно, когда мы встречаемся с ними в процессе последовательного разъяснения Библии или проповеди стих за стихом, или когда к нам обращаются люди с вопросом о значении сложных текстов. Во-вторых, я бы советовал, что нужно начинать с самого текста, а не с дополнительной литературы. Первое впечатление мы получаем после самостоятельного внимательного прочтения текста. Мы вникаем в него и должны обнаружить его место в контексте. Нужно увидеть его роль и значение в изложении мыслей и аргументации автора. А уже затем мы можем обращаться к дополнительным источникам. Как правило, комментарии к Библии обсуждают вопросы, связанные со значением трудных текстов, приводят различные аргументы в пользу того или иного понимания. И поэтому я бы советовал, после процесса изучения и непосредственного соприкосновения с текстом, собрать аргументы «За» и «Против» каждой позиции. Следующий шаг, обозначить разные точки зрения со всеми и оценить каждый набор аргументов, подтверждающих и опровергающих каждое мнение. В заключении следует сделать осмысленный выбор в пользу того объяснения, которое выглядит наиболее разумным. Понятно, что существует некоторая доля субъективности, и её мы не можем исключить, но, тем не менее, если мы держимся экзегетического метода последовательно, он даст нам определённую уверенность. Но про смирение не стоит забывать.

– Существует ли гарантия, что по каждому отдельному случаю мы можем прийти к однозначному правильному решению?

В истории церкви мы видим, что как в прошлом, так и сейчас существуют расхождения в понимании трудных текстов. Это означает, что появятся толкователи, грамотнее или умнее нас, они посвятят больше времени изучению подобных сложных вопросов, но и они будут расходиться между собой во мнениях. Мы должны уважать таких исследователей Библии, но все равно будем сталкиваться с затруднениями в понимании Писания. Нам даже своей квалификации не хватает, чтобы определить, какое мнение более верное. Наша задача не за имена цепляться, а попытаться применить процедуру, подобную той, какую использует любой экзегет, и осуществить это самостоятельно. Это приведёт к тому, что у нас появится возможность сделать какой-то осмысленный выбор. Но не обязательно, что мы уже никогда не сможем изменить свою позицию, изучив что-то глубже и больше или же открыв некую более важную информацию ранее недоступную. Это также не значит, что мы должны твердить со стопроцентной уверенностью, что только наша точка зрения правильная. Сложные тексты потому и трудны, что в отношении их изучения нужно всегда проявлять смирение. Наша точка зрения должна быть следствием осмысленно сделанного выбора, основанного на разумных аргументах. Это очень ценно, потому что к нам  приходят люди с разными вопросами, и нам нужно уметь объяснить им ясно и доступно значение не только простых, но и непонятных для них частей Библии.

Похожие статьи

Comments are closed.