Экзегетическая ошибка, Карякин Павел

В последнее столетие инструментов для изучения Библии стало очень много. Очень здорово, когда изучение Библии стало доступно каждому человеку. И хотя сегодня есть очень много средств, чтобы точнее и точнее понимать Божий замысел в Библии, в последнее время, я очень часто встречаю среди изучающих Библию людей одну и ту же ошибку. А именно, непонимание различия между ключевой идеей и деталями, описывающими эту ключевую идею. Даже скорее, путаница в том, что есть суть, а что деталь.

Эта статья – моя попытка помочь людям изучающим Библию, понять различие между ключевой идеей, изучаемого текста Библии, и деталями, которые её описывают, т.е. понять, что есть суть, а что деталь.

Благоразумнее начать с частного, а затем перейти к общему. Поэтому я сначала опишу, что такое деталь, или чем она не является.

1. Деталь не является сутью.

 Суть или ключевая идея изучаемого отрывка это совокупность деталей, которые мы извлекаем из процесса наблюдения. В этом заключается цель историко-грамматического метода толкования Библии, и я надеюсь, что вы его, конечно же,  используете.

2.Деталь не несёт в себе исчерпывающей информации об объекте.

Деталью может быть как отдельное слово, описывающее какой-нибудь объект, так и целое предложение, заключающее в себе и объект,  и его описание. Но важно отметить, что такое предложение,  всё же остаётся лишь деталью, помогающей понять ключевую идею отрывка в контексте изучаемого текста.

Приведу примеры двух деталей:

            А. Деталь как отдельное слово.

Деталь, показывающая реакцию государя на определённый поступок поданного.
Мат 18:34: “И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга”.

            Б. Деталь как целое предложение.

 Деталь, показывающая географическое передвижение Христа, после того как Он закончил Свои слова.

Мат 19:1: “Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною”.

3. Более того, я хочу обратить особое внимание на то, деталь, какой бы она не была, не даёт исчерпывающей информации о каком либо библейском учении.

Пример:             Мат 18:11: “Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее”.

Итак, если смотреть на этот стих, отдельно от контекста, то можно увидеть уже всем известную истину о том, что Христос пришёл на землю найти и спасти погибших людей. Однако эта прекрасная мысль не даёт объёмного и полного ответа на такую тему,  как Сотериология (учение о спасении). Здесь можно задать ещё очень много вопросов,  на которые данный стих просто не даст ответов.

Так вот, нам необходимо задать закономерный вопрос, зачем евангелист Матфей употребляет этот факт здесь? Как мы уже понимаем, он не преследует цель рассказать своим читателям об искупительном плане в полном объёме.

Итак, когда читатель читает эти слова в первый раз, у него сразу возникает мысль о Божьем искупительном плане. Это хорошая мысль, она может подвигнуть нас к прославлению Бога за огромную Его любовь и милость. Но всё-таки мы забываем одну очень важную истину, думать в контексте мыслей автора.

В данном случае, контекст или мысль автора начинается с момента, когда Иисус с учениками приходит в один из Галилейских городов, в г. Капернаум. 

Мат 17:24: “Когда же пришли они в г. Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?”

Описание заканчивается следующими словами:

Мат 19:1: “Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною”.

Мы имеем достаточно большой блок, где Христос достаточно ёмко отвечает на проблему, возникшую у учеников.  Эта проблема открывается с момента, когда в Капернауме к Петру подходят “собиратели дидрахм”. Коротко говоря, это были люди,  в определённое время собиравшие храмовый налог, составлявший  дидрахму.

Так вот, Христос, зная это, задаёт Петру очень интересный вопрос. Мат 17:25-26: “Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны”.  Господь поднимает перед Своим учеником проблему о совершенно известной  им системе налогообложения.

Всем  людям того времени было известно, что не цари или царские дети должны были платить налог, а наоборот, все остальные кроме них должны были вносить плату в казну. То есть, цари и царские дети были освобождены от налогов.  Своим обращением Христос намекает Петру, что если Он Сын Божий, а храм это дом Бога, то они могут и не платить налог на храм. Иисус имеет на это полное право. Но тут же Господь говорит, что всё-таки они заплатят и причина проста, “чтобы не соблазнить”.

Мат 17:27: но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя”.

Это и есть главная тема всего этого большого блока, о чем было сказано ранее. Не будь соблазном, иначе это приведёт к печальным последствиям.

Посмотрите, с чего начинается 18-я глава.  Мат 18:1: “В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?.  Когда ты являешься царским сыном, то не только освобождаешься от налогов, но и обладаешь определённым статусом, позволяющим быть выше окружающих людей, иметь привилегии,  не доступные простому человеку.

Мысль о царстве и статусе царских сыновей цепляет Петра и учеников. Но в этом  Христос увидел проблему, их стремление к большему, к земной материальной царственности. Господь начинает их учить. Слова, с которых мы начали, как раз находятся в центре этого учения. Христос говорит о грехе соблазна и его последствиях.  Он предупреждает о том, что будет с теми, кто соблазнит хотя бы одного простого смиренного верующего во Христа. Он говорит, почему суд за такое будет очень  суровым.

Вот наказание и серьёзные аргументы, перечисленные Христом в защиту простого смиренного верующего:

Мат 18:7-10: “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного”.  Здесь Христос говорит:

1. Физические увечья

2. Защита ангелами, небожителями. (Иудейские предания)

Господь приводит аргументы по-нарастающей. И последний из них звучит так:

 Мат 18:11-14: Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих”. 

Говоря простыми словами, Христос объясняет ценность каждого смиренного верующего в Него, для которого Он стал Спасителем. Он словно говорит им: “Не смейте соблазнять их, потому что Я пришёл за них умереть, а Мой Отец лично следит за этим” Самый высший статус человека – это смиренный, но спасённый Христом.

Итак, подведём итог.

1. Эта фраза не даёт исчерпывающей информации о Сотериологии. И как мы уже поняли, исходя из данного рассуждения, перед Матфеем не стояла задача передать слова Иисуса Христа с целью рассказать о принципах Божьего искупительного плана.

2. Эта прекрасная деталь передаёт нам идею о весомости и значимости каждого верующего во Христа как своего Спасителя. Это помогает нам и сегодня смотреть на наших братьев и сестёр не свысока,  отвергая их, а смиряясь и приобретая каждого. Быть осторожными в своих словах и своём отношении к другим Божьим детям. Цена каждого верующего – это жизнь самого Христа.

Что же такое суть или ключевая идея отрывка? Как выше было упомянуто, суть или ключевая идея отрывка это совокупность деталей, извлекаемых и собранных нами в процессе наблюдения над изучаемым отрывком и его контекстом. А если говорить о библейском учении, то это совокупность деталей, извлекаемых и собранных нами в процессе наблюдения и изучения контекста всей Библии.

Но как нам понять в рассматриваемом нами тексте, что в нем суть, а что деталь? Ведь есть ещё очень много важных текстов и отдельных фраз, которые так и хочется поставить во главу угла для размышления.  Ответ прост, контекст, контекст,  и ещё раз контекст. Любая фраза или предложение, каким бы не было содержание, ОБЪЯСНЯЕТСЯ КОНТЕКСТОМ.

Надеюсь, что моя попытка не оказалась тщетной, и поможет каждому изучающему Библию быть ближе к замыслу автора.

Похожие статьи

Comments are closed.