Современное богословие, Маркевич А.В., интервью

Маркевич Алексей Валентинович, проректор по Академической части Московской богословской семинарии преподает студентам Очной формы обучения и учащимся Магистратуры.

Наш курс называется «Современное богословие». В нем мы рассматриваем разные богословские идеи, бывшие предметом обсуждения в XX веке. Эти идеи мы можем встретить в трудах и деятельности различных богословов, таких как Карл Барт, Дитрих Бонхеффер и др. Мы стараемся проследить, как возникли эти идеи, как они обсуждались среди богословов, как они повлияли на развитие христианского богословия. Богословская мысль постоянно развивается. Она находится в определённом внутреннем и внешнем противостоянии. Мы становимся свидетелями богословской борьбы, приводившей к различным переживаниям и спорам между разными богословами. Иногда она становилось причиной личных конфликтов. Отрадно, что некоторые из этих конфликтов, в конечном счёте, заканчивались примирением.

Вопросы, обсуждаемые богословами, имеют огромное  значение как для церкви, так и для развития богословской мысли. А самое главное в том, что на примерах, рассматриваемых нами, мы учимся сами мыслить богословски. Моя цель, чтобы студенты обрели навык в решении различных вопросов и проблем через обретение определённой методологии мышления. Нам недостаточно просто повторить то, что говорили люди в ХХ веке или в прежние времена. Нам нужно научиться мыслить самостоятельно.

Поэтому, смотря на примеры деятельности различных богословов, мы учимся понимать Писание, учимся правильно реагировать на сложные вопросы. Это вопросы поднимает как само христианское или богословское сообщества, так и общество вокруг нас. Это и апологетические вызовы, и вызовы со стороны секулярного мира, и со стороны других религий, и от разных богословских течений. И наша задача научиться, как на всё это отвечать.

Важный вопрос, обсуждаемый в XX веке, был связан с богословием Божьего откровения. Причиной дебатов по этой теме послужило то, что древние авторитеты стали подвергаться сомнению. Когда человек стал акцентировать своё внимание на своей индивидуальности, то прежние авторитеты, такие как постановления  церкви, христианского сообщества или же Вселенских соборов оказывались недостаточными для принятия окончательного решения по тому или иному вопросу. Поэтому происходило переосмысление отношения к Божьему откровению. Что это такое? Где мы можем найти это откровение? Как мы можем найти его в Писании? Как оно соотносится с тем, что Бог хотел нам открыть? 

Внимательный взгляд на природу откровения позволяет нам найти способы говорить об авторитете Слова Божьего. Нам не достаточно просто сказать, что Писание авторитетно только потому, что в нём самом об этом и говорится. Хотя, если мы уже находимся в церкви и являемся частью христианского сообщества, нам этого достаточно. Но мы должны понимать, что такой «круговой» логики бывает недостаточно, когда возникают сложные вопросы. И это особенно заметно, когда мы стремимся донести проповедь Писания людям вне церкви. Поэтому понимание Библии как божественного откровения, как авторитета, приходящего извне, то есть  от Бога свыше, становится первостепенным для нас. Оно важно и для укрепления нашей веры, и для свидетельства о Боге другим. Кроме того, ХХ век был временем очень тяжёлых потрясений. Именно тогда произошло много жестоких войн. Это привело к тому, что прежние богословские авторитеты пали. Церковь, в какой-то степени, поняла, что она не умеет или не знает, как отвечать на такие вызовы.  Поэтому нужно было найти новые ответы. Возникали вопросы о том, почему такие военные противостояния вообще могли произойти, а в первую очередь на территории, так называемой христианской Европы.  Почему все эти конфликты произошли между странами, которые считались христианскими. Почему они враждовали друг с другом.

Такие темы стали очень актуальными и получили название «Политического богословия», а в последнее время это называется «Публичным богословием». Это богословиеподнимает вопросы о том, что церковь может сказать окружающему обществу? Как ответить на вопросы со стороны общества, причём ответить не политически, а ответить на основании Божественного откровения,  на основании Писания. В этом нам и помогает изучение богословской мысли XX века. Эти вопросы не потеряли своей актуальности и сегодня.

Ну и конечно, все эти войны принесли страдания. Здесь становится важным христианский отклик на человеческие страдания. Когда бедствия обретают такой размах, то нужно найти какие-то новые ответы.  Возможно, мы готовы и даже умеем сострадать одному человеку или нескольким, особенно тем, кто находятся рядом с нами. Когда же страдание затрагивает тысячи и даже миллионы людей, то это ставит перед нами новые вопросы. Нас могут спросить, где Бог был, когда многие люди умирали в газовых печах? Это очень неудобный для нас вопрос, но на него мы должны найти ответ, или хотя бы, по крайней мере, попытаться. Богословие ХХ века тоже этим занималось. Я думаю, очень важно, как мы говорим о Боге, присутствует ли Он с нами посреди наших страданий. Недостаточно просто об этом провозгласить. Необходимо показать, как Бог находится рядом со страдающим человечеством.

Возникает вопрос о том, нужно ли в церкви проповедовать богословие? Я считаю, что богословие в церкви проповедовать не надо. В церкви нужно проповедовать Слово Божие! Писание – это то, что Бог нам открыл. Богословие это инструментарий, позволяющий нам лучше осмыслить Слово Божие и лучше донести его до слушателей. Богословие не является ценностью само по себе. Оно ценно лишь тогда, когда помогает нам объяснить истины Священного Писания. Поэтому, если мы говорим о профессиональном богословии, то оно для профессионалов. Но оно, в том числе, и  для пасторов, для тех, кто пытается осмыслить истины Слова Божьего и передать их людям. А для пастора важно, чтобы его весть была ясной и понятной для церкви. Но богословие может быть интересным всем. Причина этого в том, что оно помогает ответить на разные сложные, но при этом важные вопросы, с которыми сталкивается человек. Было бы, наверное, плохо, если человек останавливался только на простых ответах и довольствовался лишь ими, игнорируя сложные вопросы в познании Бога. Поэтому, если мы говорим о литературе или о том, что связано с богословием, все это нужно не только богословам, но всем тем, кто хочет лучше познать Бога и лучше познать своё место в Его замысле.

Comments are closed.