Естествознание, Федоткин М.Г.

Федоткин Максим Григорьевич, выпускник НББС, преподает курс “Естествознание”. Он рассказал об особенностях этого курса и его значении для современной церкви.

 Естествознание не относится к богословским дисциплинам. В рамках этого предмета мы говорим о науке, о способах мышления, о границах научного познания. Каково значение этого предмета для учащихся семинарии? Он важен, потому что нам приходится сталкиваться с наукой, с её претензиями и обвинениями в адрес верующих людей,  что они не думают, их вера неразумная, у нее нет рационального основания, и что религия в целом отвергает всё научное знание. Этот предмет позволяет посмотреть на науку изнутри; увидеть, что она говорит о себе. Прежде всего, в этом курсе рассматриваются лишь естественные науки, изучающие окружающий мир. К ним относятся физика, химия, биология. Студенты могут узнать, что современные ученые считают научные знание не всеобъемлющими. Наука ограничена тем, что человек может увидеть, измерить, что может пощупать или потрогать. Всё, что не входит в этот круг, считается ненаучным и наука такие явления не рассматривает. Таким образом, Бог,  Который выше, чем материя и Сам нематериален, Которого нельзя измерить ни одним прибором для науки, не существует. И в связи с этим отпадает вопрос, может ли наука дополнить веру или вера дополнить науку. Это очень разные сферы деятельности человека и основаны они на разных базисах.

Далее, студенты могут узнать, что наука сама себя ограничивает не только способами познания, но и методикой. В основе естественных наук лежат, по большей части, эксперименты и опыты. Основной проверкой истинности или ложности того или иного утверждения является опыт. Многие духовные переживания и духовную сферу мы не можем подвергнуть никакого опытному исследованию. Более того, многие духовные явления уникальны.  Например, покаяние. Оно не повторяется каждый раз заново или встреча с Богом в первый раз тоже неповторима. И даже если мы на протяжении своей жизни испытываем некий духовный опыт, каждый раз это происходит иначе, чем было до этого. Поэтому такие явления тоже не входят в круг понятий научного знания и научных явлений. И в этом смысле нет никаких точек соприкосновения науки и веры.

Есть нечто схожее, общее между верой и наукой, что касается использования языка логики и философии. Как наука, так и богословие, употребляют в своих рассуждениях логику и философию.  В этом смысле не совсем справедливо допустим веру или религию называть абсолютно бездумными и иррациональными. Вера строится на определенных основах, но затем на этих основах следуют выводы, соответствующие логике рассуждений, присущих любому человеку.

В основе науки лежат утверждения, принимаемые на веру без доказательств. Их называют аксиомами. В этом смысле наука похожа на веру. Вера базируется на уверенности, что существует Бог, что Он сотворил этот мир, что с этим Богом можно строить отношения. На этом основываются дальнейшие богословские рассуждения. В науке тоже есть некие базисные утверждения, их истинность не доказывается, но  считается самоочевидной. На этих основах строится всё остальное. Стоит убрать эти основы и всё здание науки рушится.

С моей точки зрения, нет большой разницы между верой и наукой. Науку можно определить как веру в научные методы познания, что мир устроен так, как говорят ученые. Доказать или опровергнуть эти методы тоже невозможно.

– Если наука ограничивает себя материальным миром, то как относиться к различным научным теориям, некоторые из которых воспринимаются как неопровержимые факты? Насколько серьезно мы должны относиться к подобным теориям и насколько они существенны в попытке понять, как этот мир работает?

Здесь между наукой и религией существует громадная пропасть. Способ получения знаний в науке – это опыт, эксперимент. Именно он является как источником знаний о мире, так и проверкой различных умозаключений, связанных с этим экспериментом. Цель умозаключения на основании наблюдаемых фактов предложить некую целостную картину всей системе. Но проблема в том, что появляются факты, которые очень часто в такую систему не укладываются. Когда этих фактов становится много, происходит слом старой системы и приход новой системы, учитывающей вновь появившиеся необъяснимые до этого факты. Такое явление называется научной революцией, когда учёные переходит от одной картины мира к другой. Новая теория намного шире, чем предыдущие представления и включает в себя все предыдущие понятия. Такая теория уже по-другому интерпретирует явления, о которых было известно ранее. Яркий пример такой революции – это переход от геоцентрической системы к гелиоцентрической. В геоцентрической системе считалось, что Земля находится в центре Вселенной, а все остальные предметы – планеты, Солнце, Луна и все остальные звёзды – вращаются вокруг Земли. Но была одна проблема: как объяснить петлеобразные движения отдельных планет. На этот вопрос лучше всего отвечала как раз гелиоцентрическая система. Она показала, что Земля является одной из планет, вращающихся вокруг Солнца.

В предмете Естествознание мы изучаем такие картины мира и причины, почему пришли от одной системы к другой. Мы изучаем такие научные революции с точки зрения верующего человека, насколько различные взгляды соответствует Писанию. Можно увидеть, что постепенно из научной картины мира человек убирает Бога полностью. Первую картину мира относят к античности. Она связана с древнегреческими философами (её еще иногда называют аристотелевской) и была основана на логике. Идея Бога там представлена в виде пантеизма. Бог присутствует во всей природе, он творил мир из частичек самого себя и поэтому растворился в ней. Отсюда получилась очень яркая целостная картина. Мир расценивался людьми как некий существующий живой организм, а человек в какой-то степени являлся отражением этого мира, просто чуть в  меньших масштабах. Следствием этого было бережное отношение к природе и поддержка экологии, жизнь живых существ имела ценность. Кто-то даже говорил, что нельзя есть животное, потому что убийство животных равносильно убийству человека.

Во второй картине Бога превратили в бога деизма, Творец нужен был лишь для того, чтобы объяснить вообще происхождение этого мира и наличие в этом мире каких-то определенных закономерностей. Есть такой яркий классический пример, что Бог подобно великому Часовщику, создал этот мир. Так как Бог идеален и совершен, то этот мир идеален и совершенен, и он не может сломаться, но и не может усовершенствоваться. После того, как Бог создал вселенную, он просто удалился и теперь никак не связан с этим миром. Человек, живущий в таком мире, не может строить отношения с божеством и даже молитвы становятся бессмысленными, потому что Бог ушёл и не слышит человека. И тогда мир вокруг предстаёт в виде огромного механизма, где все предметы, все животные вокруг человека – это части большого механизма. Были даже такие, кто называл самого человека механизмом. Такое отношение к миру сразу изменило отношение людей друг к другу и отношение к окружающему миру. Мир стал для человека источником богатств и знаний. Это произошло в эпоху Возрождения и Просвещения. Начиная с 16-го века и до конца 19-го века, возрастает потребительское отношение к природе. Это воздействие, результат которого мы пожинаем уже теперь. Оно выражается в нарушении экологии, в загрязнении воды и воздуха. С одной стороны, это помогло человечеству шагнуть далеко в техническом плане, но с другой стороны, негативно повлияло на окружающую природу.

Третья картина мира – это уже релятивистская, связанная с именем Эйнштейна, где вообще имя Бога не упоминается. Роль Бога заменила теория эволюции и Большой взрыв.

В чём еще одна проблема научного знания? В том, что наука никогда не достигает абсолютной истины, и ученые это очень чётко осознают. Предполагается, что есть некая абсолютная истина, к ней мы можем стремиться, но её никогда не достигнем. Ее достижение осуществляется через промежуточные истины, причём каждая из этих научных истин и положений соответствует двум принципам: принципу верификации и принципу фальсификации. Принцип верификации говорит, что научное знание может быть когда-то доказано как истинное. Принципе фальсификации говорит, что когда-то это знание может быть доказано как ложное. И это понятно, особенно когда мы видим перед собою картину промежуточных истин. Как происходит переход от одной промежуточной истины к другой? Доказывается ложность предыдущего представления, его фальсификация, и верифицируется следующая истина. Но затем этот процесс продолжается, когда уже доказанную истину фальсифицируют, а новую верифицируют. В этом плане религиозное знание не подвержено таким изменениям. Верующие утверждают, что они обладают абсолютной истиной, потому что они знают Бога, а Бог дал Писание. Весь вопрос знания теперь заключается лишь в толковании данного Богом откровения. Тут уже важную роль играет герменевтика, правильная экзегетика. Дальше необходимо обсуждать достоверность тех или иных методов получения информации из Библии. Насколько правильно применяется герменевтика, настолько правильным будет толкование текста. Если этого не будет, то и конечный результат будет неверным.

Я как-то встретил такой пример. Когда учёный стремится познать истину, он подобен скалолазу, взбирающемуся на гору. Вот он разрабатывает одни теории, затем другие, взбирается всё выше и выше. И когда он наконец-то достигает вершины, делая открытие, и видит там богослова, который уже давно сидит там и ждёт. Очень часто с наукой происходило именно так. То, что утверждали богословы, сначала отвергалось, с ними не соглашались. А затем в процессе доказательств приходили к тому же самому выводу, что и богослов.

Какова же роль науки для христианина? Наука имеет важное значение, когда мы говорим об использовании результатов технического прогресса. Наша жизнь непосредственно связана с достижениями науки, позволяющим нам более эффективно использовать ресурсы, которыми мы обладаем, и сделать нашу жизнь более комфортной. Но мы не должны применять науку в вопросах, касающихся религии и Библии. Тогда научные знания отодвигают на второе место веру и авторитет Писания, что приводит к неверному объяснению содержания Божьего Слова. Нельзя полностью отвергать науку, но нужно отвести ей то место, где она не будет мешать нашей вере и отношениям с Богом.

Похожие статьи

Comments are closed.