Вето или же “Я этого не вижу в Писании”. Расселл Филлипс

Стандартная ситуация. На какой-то встрече христианской идет дискуссия. Поднимается вопрос. Кто-то выступает за общепринятую христианскую истину. На встрече находится верующий-самоучка, возможно, с каким-то образованием духовным за плечами. И он заявляет: “Я это не вижу в Писании”.

Зачастую такой ответ “останавливает” дискуссию. Словно, как постоянный член Совета Безопасности ООН, возражающий высказал свое “вето” и все. Раз он этого не видит в Писании, то конец дискуссии. Или нет?

Дело в том, что возражение самоучки менее существенно, чем кажется. Один человек этого не видит в Писании, ну и что? Здесь сбой не в конкретном частном случае, а вообще в подходе. Ведь зря так учат и учатся такому подходу, что каждому по отдельности дана Библия, и вот читай и “видь”, что хочешь, то есть сам делай нужные выводы. Не так мы постигаем истину.

Во-первых, истина есть откровение Божье, которого мы не сами достигаем, а которое мы принимаем.

Во-вторых, мы эту истину принимаем “по цепочке”, 
нам ее передают другие люди. Это предание, традиция, преемственность. «Я принял то, что и вам передал», – говорит Апостол. Или же Иуда, брат Господень, пишет о «вере, однажды преданной святым». Мы все услышали Евангелие от кого-то, вот в данном случае преемственность. Павел задает риторический вопрос: «как слышать без проповедующего?» (Рим. 10). Вот библейский шаблон: принимай то, что тебе передано. По умолчанию вот она – истина. Нет нужды изобретать велосипед, заново все открывать для себя. Спержден остроумно наблюдал: «Мне кажется странным, что тот, который так высоко ценит то, чему Дух Святой его учит, так мало ценит то, чему Дух Святой учит и других».

А что насчет тех вопросов, по которым неправ тот, через которого я принял веру? Не может ли быть такое, что в каком-то частном вопросе он ошибся, и в свете Писания я по-другому понимаю? Может быть. Но опять-таки ты читаешь Библию не один, не индивидуально, а «вместе со всеми святыми». И если в каком-то вопросе ты что-то видишь или не видишь, то, наверное, ты не один такой. А если один, то подумай хорошо, так ли ты понял. В этом окружающие верующие могут быть защитой, чтобы я по каким-то своим субъективностям не упал в ересь. А если те “единомышленники” по твоему вопросу оказались в заблуждении и по другим вопросам, то будь осторожен, не уклонился ли ты от истинного пути.

В XVII и XVIII веках библейские верующие во Франции, в Англии и, возможно, в других местах, руководствуясь “личным суждением”, уклонились от истины по разным вопросам и в итоге даже о божественности Христа. Для начала они обосновывали это “по-библейски”, якобы не находя эти истины в Библии. В ответ на такое высказывание один мудрец так сказал: «Я тоже не смог зажечь свечку, пока не снял колпачок для тушения».

Вывод следующий:

  • Читайте Библию по принципу «я принял то, что и вам передал»;
  • Следуйте примеру верующих в городе Верии, о которых написано, что «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так», но при этом не ставя слишком высоко собственное умение познать истину;
  • Читайте Писание не индивидуально, а «вместе со всеми святыми», в том числе с теми, кто вокруг вас, и с теми, кто до вас (отцы).

Похожие статьи

Comments are closed.