В час, когда труба Господня…, Шайфулин И.В.

Эсхатологические тексты всегда привлекают повышенное внимание. Причина не только в определенной увлекательности изучения всех особенностей будущих событий, но и в реальной обеспокоенности тем, когда все это случится и как к этому приготовиться. Эта обеспокоенность принимает порой нездоровый характер, когда, например, начинаются спекуляции на тему времени Пришествия Христа, признаков этого события и т.п.

И здесь нужно отметить, что и учеников Иисуса также, как и нас сегодня, беспокоили вопросы времени и обстоятельств наступления возвещенного многими пророками Дня Господнего. И они однажды задали Иисусу прямой вопрос об этом. Поводом к этому послужили жесткие и страшные слова Иисуса о разрушении Храма и оставлении Иерусалима. В Евангелии от Матфея эти события изложены в конце 23 – начале 24 главах. Апостолы не могли пропустить такие слова и спросили Христа о том, когда это произойдет и каковы признаки наступления этих пророчеств. Среди всех пророческих слов о будущих событиях тексты из Мат. 24-25 (а также параллельные тексты из Мар. 13 и Лук. 21) привлекает особое внимание именно тем, что это слова Самого Иисуса. Можно сказать, что Сам источник знаний о будущем, и даже Создатель этого будущего дает ответ.

Вместе с тем, а может и благодаря этому, толкование слов Иисуса – дело крайне сложное. Причин здесь можно обозначить несколько. Во-первых, как уже говорилось выше, сама по себе тема привлекает особое внимание, а значит споры практически неизбежны. Во-вторых, при толковании пророчеств сталкиваются разные богословские предпочтения. С точки зрения историко-грамматического метода толкования это является герменевтической ошибкой, но иногда очень сложно выйти за пределы привычных эсхатологических схем. В-третьих, текст практически разобран на цитаты и становится сложно снова собрать его вместе и постараться непредвзято посмотреть весь ответ Иисуса в контексте вопросов учеников, предшествующих событий, а также исторической обстановки. И, в-четвертых, не всегда учитывается связь с Ветхим Заветом, которая, несомненно, присутствует в словах Христа (хотя бы в Мат. 24:15, но, скорее всего, не только).

На этот раз мы обратим свое внимание не на ту часть ответа Иисуса, которую чаще всего комментируют и в отношении которой ведутся толковательные баталии. Несмотря на важность текста из Мат. 24:4-35 мы начнем рассмотрение того, как Иисус описал готовность ученика к главному событию своей жизни – встрече со своим Господином. И это описано Матфеем в 24:36-25:30, где главный акцент сделан на трех притчах: о рабах, о десяти девах и о талантах.

Независимо от того, как мы толкуем предыдущие этому разделу стихи, не возникает никаких сомнений в том, что Иисус описывает Пришествие как абсолютно неожиданное и непредсказуемое событие с помощью нескольких коротких деклараций (24:36-44), которые потом подкрепляются серией из трех притч (24:45-51, 25:1-13, 14-30). Все внимание в этих притчах сосредоточено на ожидании той или иной авторитетной персоны (или господина, или жениха). Это ожидание должно сопровождаться соответствующими мерами, чтобы оказаться готовыми, не быть застигнутыми врасплох и наказанными.

На что важно сразу обратить внимание, что на протяжении всего этого обширного ответа Иисус намеренно отказывается давать ученикам тот «знак» или «знамение», о котором они просили. Сроки Пришествия и окончания истории мира не могут быть рассчитаны и их невозможно предвидеть. Пришествие и кончина века (слова учеников из Мат. 24:3 о «кончине века» взяты из Дан. 12, где явно описывается финал судеб мира) не являются частью предсказуемой истории. И это значит, что не может быть никаких «знамений» близкого наступления этих событий. Это был бы легкий путь, но Бог требует от Своего народа не готовности в последний момент, когда стало ясно, что вот-вот вернется Иисус, но жизни в постоянной готовности. Готовность к тем критическим событиям может быть достигнута только посредством постоянства в ожидании, при котором Пришествие не становится катастрофой, а приводит к похвале и наградам. Каждая из трех притч в свою очередь добавляет свою деталь к понимаю того, что значит быть готовым к встрече.

Предупреждения, которые идут перед тремя притчами, подкрепленные примерами из времен Ноя, повседневной жизни и метафорой неожиданного появления вора, должны вызывать естественный вопрос о том, что значит сохранять готовность к Пришествию Христа. Иисус ясно указал, что это событие произойдет совершенно неожиданно. Время наступления этого события настолько покрыто тайной, что даже Сын и ангелы остаются в неведении. Все произойдет похожим образом, как это случилось во время Потопа: жизнь людей протекала естественным образом. Так случится и в момент Пришествия: кто-то будет отдыхать, кто-то работать. Но людей, находящихся рядом, ждет разная судьба: кто-то окажется «взят» (с земли, то есть погибнет, как в дни Ноя), а кто-то – «оставлен» (будет жить в Царстве). Как в примере с приходом вора показано, никто не ждет этого события, иначе бы неожиданности не произошло не случилось.

Все эти множественные предупреждения создают настроение, при котором естественным образом возникает вопрос: так как же жить в готовности?

Следующие три притчи как раз разъясняют, как жить в состоянии готовности и как оценить свою готовность. Предыдущие стихи уже дают некий ключ для понимания, создают фон, который помогает увидеть здравое наставление, которое Иисус хотел оставить ученикам, которые также будут ожидать Его возвращение. Ной и его семья ведь тоже не знали точную дату потопа, но когда он все-таки наступил, они были к нему готовы, в отличие от всего остального мира. Ученики таким же образом не могут иметь больше информации о времени Пришествия, чем знал Ной о дате Потопа, но они так же предупреждены, что это однажды произойдет, и потому в нужный момент они будут готовы.

Итак, готовность к Пришествию – это не интеллектуальная готовность, то есть не знание даты Пришествия, а моральная готовность, этическая, то есть мы знаем, что это произойдет и живем в соответствии с этим знанием. Однако в связи с этим возникает еще один серьезный вопрос: Пришествие может быть событием отдаленным во времени (что и произошло и происходит). Тогда жизнь в постоянной готовности становится слишком сложной в плане ее совмещения с обычными делами и обстоятельствами. Как все это совместить, чтобы, с одной стороны, быть готовым и в то же время не отстраниться от обычной жизни?

Кроме того, также стоит обратить внимание, что в притчах приводится ряд намеков на отдаленность времени наступления Пришествия (24:48, 25:5, 25:19). К этому можно добавить, что и в письмах апостолов есть свидетельство о возможности нескорого Пришествия (2 Фес. 2:1-3, 2 Пет. 3:3-10). Формулировка всех трех притч и встроенный в их сюжетную линию элемент длительного отсутствия ожидаемой персоны дает основание предполагать реальность такого взгляда. Однако, наряду с признанием некой задержки, есть предупреждение о неизбежности: время возвращения неизвестно, оно может быть отдалено, а может оказаться совсем близким. Если рассчитывать на отдаленность этого события и отложить подготовку к нему, то это приведет к неготовности и, как следствие, к беде. Задержка и неизбежность не противоречат друг другу, они являются двумя сторонами одного и того же события, ключевой темпоральной особенностью которого является неизвестность.

Итак, после такого продолжительного вступления давайте обратим внимание на первую из трех притч.

24:45-51: Притча о рабах

Притча начинается с риторического вопроса о том, какой же из рабов является верным и благоразумным. И слово «благоразумный» означает просто разумность, рассудительность (как в 7:24 – «муж благоразумный, который построил дом на камне», далее в 25:1-13 или 1 Кор. 10:15 – «сами рассудите»). То есть речь идет о разумном, рассудительном рабе, который может взвешенно подойти к оценке ситуации, а не следовать сиюминутным побуждениям.

Благоразумность раба приводит по притче к доброму итогу для него: он оценивается как «блаженный» (стих 46) и ему дается некая награда (стих 47). Здесь «блаженство» того же типа, что и в Нагорной проповеди, только более развернуто. А награда заключается в том, что вместо временного положения в отсутствии хозяина он будет повышен до постоянной и ответственной должности. Причем получается, что вознаграждением является не отдых от труда, но увеличение ответственности. Вводные слова «истинно говорю вам» должны были обратить внимание слушателей (и читателей) на этот результат. Кажется, что ученики ожидали бы другого результата, в виде отдыха, но Иисус намеренно делает акцент на том, что обязательства в дальнейшем только повысятся.

Но возможно и другое развитие событий. В стихах 48-49 мы впервые встречаем глагол «медлит». Этот глагол (χρονίζω, хронидзо, в Синодальном переводе «не скоро придет»), будет повторятся в 25:5 («жених замедлил»), а также в 25:19 в виде существительного, указывающего на длительное отсутствие хозяина – «по долгом времени». Повторение во всех трех притчах одной и той же словарной формы для описания схожих ситуаций ожидания вероятно указывает на признание проблемы удаленности Пришествия. Однако во всех случаях этот элемент используется для описания того, как это время используется. В данной притче негодный раб использует время для удовлетворения своих эгоистических желаний за счет своего господина, в ущерб другим рабам. Он думает только о настоящем, а не о неизбежном возвращении своего господина в будущем.

Далее, в стихах 50-51 описывается итог для негодного раба.

Термин «рассечет» (разрежет пополам) используется в библейских книгах только для описания расчленения жертвенных животных. Вероятно, Христос намеренно использует такую шокирующую фразу для создания сильного впечатления от Своих слов.  И здесь важно обратить внимание на то, что участь раба объединена с участью лицемеров. Учитывая, что совсем недавно (глава 23) было строгое обличение фарисеев и книжников в этом грехе, можно сделать вывод, что этот злой раб включается в то же сообщество людей, только формально исповедующих свою веру в Бога, но поставивших себя вне власти Бога, вне Его воли. Эти резкие слова должны обратить на себя внимание, шокировать, чтобы запомнилось предупреждение: просто формальная принадлежность к сообществу верующих не дает гарантии спасения. Судьба формальных верующих, не оправдавших ожидания своего хозяина, завершится в том месте, где будет «плач и скрежет зубов». Частое повторение этой фразы в Евангелии от Матфея показывает эсхатологический характер суда для лицемерных учеников.

Таким образом, притча должна привести к осознанию простой истины. Наступление Дня Господнего – явление совершенно неожиданное, как возвращение господина в этой истории. И готовность верного раба заключается не в том, что он сидит у окна в ожидании хозяина, но в тщательном исполнении той работы, которая ему была поручена господином. В обратной ситуации вина будет в том, что такой раб считает возвращение хозяина событием далеким и потому не думает о своей ответственности за выполнение своих обязанностей. Стоит обратить внимание, что ни один из рабов не знал, в какой момент вернется господин. Но в случае первого раба это вообще неважно, так как он был готов в любое время. Получается, что беспокоиться о Пришествии должны именно те, кто этого Пришествия не ждет.

Итак, эсхатологические темы задержки возвращения господина и неизбежности этого события тесно переплетаются и сводятся к ответственности ученика в использовании времени ожидания. Настоящий ученик – это тот, кто действительно ждет Иисуса, живет в этом ожидании. Только такой ученик назван «блаженным».

Похожие статьи

Comments are closed.