Томление души, Виноградов Д.В.


Псалом 62 открывает перед читателем внутренний мир Давида в трудных обстоятельствах. Этот псалом расположен среди псалмов, связанных одной общей идеей. Они показывают читателю состояние псалмопевца. Чаще всего причиной сложностей были люди, которые ради собственной выгоды и интересов преследовали автора. Поэтому в каждом из этих псалмов можно увидеть, как Давид изливает свою печаль перед Богом, надеется на спасение от Господа. Но еще в каждом из этих текстов есть ожидание воздаяния нечестивым людям. У каждого из этих псалмов есть свои особенности, они открывают перед читателем различные качества Давида. Благодаря этим особенностям можно увидеть, в чем заключалась вера псалмопевца, каково было ее основание. Не исключением стал и псалом 62.


Этот псалом был создан Давидом в пустыне. Читая описание жизни Давида в книгах Царств, мы узнаем, что он уходил в эту местность, когда ему приходилось убегать от своих врагов. Возможно, когда мы думаем о пустыне, то представляем себе песчаные барханы, перекати-поле и знойный ветер. Но пустыня в Израиле была другой. Это пустынная местность с твердой высохшей почвой, где часто встречаются большие пространства, покрытые острым кремнёвым или известняковым гравием. На этой территории трудно найти укрытие от палящего солнца и зноя. Сам Давид говорит, что это «земля пустая, иссохшая и безводная». Что самое важное, жизненное необходимое для человека, оказавшегося здесь? Это, конечно, вода и тень. Но чего просит себе Давид? Он говорит: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя, чтобы видеть силу и славу Твою». Эта просьба звучит несколько странно. Для обычного человека будет естественным обращаться к Богу за помощью. Даже те, кто считают себя неверующими, в трудных обстоятельствах взывают к Богу. Но о чем такая молитва? Чтобы Бог восполнил нужду человека. Если это болезнь, человек просит исцеления.  Если это материальные трудности, мы просим финансов. Если это конфликт с людьми, мы просим защиты. И если Давид оказался в пустыне, то естественным для него должна быть просьба о воде и защите от зноя. Но он жаждет иного. Он жаждет Бога, по Нему томится его душа, он желает видеть Его силу и славу. Что стало причиной такой молитвы? Мы склонны просить у Бога то, в чем видим свою настоящую нужду. Так и Давид видел свою нужду не в том, чтобы Бог облегчил его обстоятельства, сделал его жизнь более комфортной. Он желает, чтобы Сам Бог присутствовал с ним. Но к какому Богу он обращался? Каким Бог открылся Давиду и как?


Мы читаем, что Давид желает увидеть Бога таким, каким Он видел Его во «святилище». В те времена единственным местом, которое можно было так назвать, была скиния. Это буквально шатер, сделанный по образу, данному Богом Моисею на горе Синай. И вот именно в этом «святилище» Давид увидел силу и славу Божию. Но что в скинии происходило? И здесь важно не путать наше представление о том, что происходит сегодня на богослужении в церкви с тем, что происходило тогда во «святилище». Согласно Божьему Закону, когда иудей приходил в скинию, он приносил туда свою жертву. Еще в скинию приходили для решения различных судебных вопросов. И это тоже чаще всего сопровождалось принесением жертвы. Таким образом, человек не мог просто примириться и приблизиться к Богу без посредника. Бог Сам установил определенный порядок и священство, ответственное наблюдать за исполнением всех требований Закона Божьего. Сегодня, когда мы говорим о Ветхом Завете, о священнодействиях, совершаемых в скинии, перед нами возникает безрадостная картина. Священники должны были постоянно соблюдать множество правил и установлений перед Богом. Само слово «закон» ассоциируется с тяжелым бременем. Сегодня время благодати, а тогда были времена закона, которые выглядят для нас  как период безрадостного существования. Но каким образом Давид, не читавший Евангелий и лишь ожидавший грядущего Мессию, смог увидеть славу, силу Божию и ожидать Его милости во времена Закона Моисеева? Он видел в исполнении заповедей Закона Божьего путь спасения, а не просто исполнение ритуалов и правил. Он принял Бога не на своих условиях. Он знал, что приблизиться к Богу и примириться с Ним возможно лишь на Его условиях. Возможность получить прощение грехов, помощь от Господа он принимал как милость, а не как должное, её невозможно купить себе жертвами и хорошим поведением. В ответ на его веру Бог отвечал благодатью. «Десница» Божия поддерживала Давида, он видел помощь и защиту в Боге.


Как часто сегодня, во времена благодати, христиане склонны роптать на Бога, что Он не дает желаемого. Приходя в церковь, верующие ожидают удовлетворения своих потребностей. Смотря на церковь, видят лишь людей, которые тоже несовершенны. Но псалом 62 побуждает нас видеть силу и славу Божию, явленную нам в Его милосердии. Что помогло Давиду увидеть Божье присутствие во «святилище»? Он говорит: «Тебя от ранней зари ищу я», «я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи». Необходимой потребностью для себя Давид  считал размышление над тем, как Бог открыл Себя. И это откровение не в современном понимании, когда человек ожидает индивидуального знания от Бога. Для Давида Бог открыл Себя в Своем Слове. Об этом очень обширно он рассказывает в Псалме 118-м. То, что Бог сделал, что Он сказал, записано в Писании – это источник знаний о Господе. Размышления над Божьим Словом помогают нам лучше понять, Кто Он такой. Через эти размышления Дух Божий изменяет сердце человека сегодня так же, как и во времена Ветхого Завета. Давид узнал, что «милость Бога лучше, чем жизнь» и поэтому его душа «прилепилась» к Богу. Неслучайно здесь употреблено слово «прилепилась». Оно несет идею близких семейных отношений. Но в этом псалме говорится не о физической близости, но о глубокой любви Давида к Богу. Чем больше он понимал Бога, чем яснее Он видел Его руку в своей жизни, тем сильнее была его преданность Господу, тем сильнее была его жажда видеть Бога.

Похожие статьи

Comments are closed.