Стать идеальным, чтобы быть принятым? С.Г. Кузнецов

Нередко люди думают, что они должны стать лучше, праведнее, добрее, чтобы Бог обратил на них внимание, чтобы можно было помолиться Ему и быть услышанными. Среди верующих людей такой образ мыслей также можно встретить. Кажется, всё очень логично и разумно. Бог святой и совершенный! Он ненавидит грех! А человек грешен и несовершенен. Пропасть! Бог выразил Свои требования к людям в законе, данном через Моисея. Закон строг и требователен. Никто из людей полностью его не исполнил. Преступники! Бог могуществен и славен! Он правит всей вселенной по Своей воле! Он выше всех президентов, правительств, царей… Как к такому подойти? Закрытая дверь! Люди привыкли к тому, что бедных и незнатных не пускают в личные дворцы и банкетные залы для элиты общества. Как же они могут добраться до Самого Бога? Никак! Оказаться в присутствии Бога, кроме всего прочего, страшно! Он ведь ещё и великий Судья! Но так ли безупречна эта «железная логика»? Ответы можно поискать в прошлом, где Бог уже показал Своё отношение к людям и Свой характер.

На земле жил один удивительный человек, Енох. Этот человек, как говорит Писание, ходил пред Богом (Быт.5:22). Он угодил Богу своим послушанием, и Бог забрал его с земли живым (Быт.5:24). Такие люди, вероятно, достойны Божьего расположения! Шло время, люди умножались и люди грешили. Они грешили всё больше и больше. Всё человечество буквально пропиталось грехом. Бог-Судья решил истребить всё живое на земле водами потопа. Это было справедливо! Но один человек обрёл благодать у Господа. Это был Ной. Какова была его жизнь? «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9). Этот человек имел хорошую репутацию в глазах Бога. Та же характеристика жизни, что и у Еноха. Можно сказать, что таковые только и достойны Божьего принятия и милости. Ной был спасен в ковчеге со своей семьей, хотя ему и пришлось пережить глубокое потрясение, став свидетелем гибели всего человечества. Семья Ноя спаслась, люди снова стали умножаться на земле и снова стали грешить. Тогда Бог похвалил ещё одного человека. Он похвалил Иова, сказав: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). В жизни этого человека Бог тоже допустил глубокую личную трагедию, но потом воздал ему с избытком, благословив его, исцелив от болезни, одарив прекрасными дочерями и большим богатством. И снова мы видим исключительную личность. Он был не как все остальные. Эти примеры очень хорошо соответствуют тому пониманию, что с Богом могут быть только особенно хорошие люди. Может быть, они были не идеальными, но уж точно превосходили всех остальных людей своего времени в праведности.

Однако Бог не от Иова произвел Себе народ, в котором родился Мессия. Он избрал для этого Аврама. Был ли Аврам столь же благочестивым человеком, как Ной? Нет! Писание говорит: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (И.Нав.24:2). Аврам был язычником, т.е. поклонялся ложным богам. По закону Божьему это было тяжким грехом (Исх.20:3-5). Однако Бог не стал ждать пока Аврам станет благочестивым правоверным, чтобы избрать его для Своих планов. Бог избрал его таким, какой он был. В Послании к Римлянах апостол Павел прямо называет Авраама нечестивым человеком (Рим.4:5). И уже после этого Бог сделал Аврама человеком веры и отцом всех верующих, сделал его Авраамом. И Бог избрал этого человека не для выполнения мелкого поручения, а, напротив, для грандиозной задачи, имеющей значение для всего человечества. Бог не просто избрал его, но разговаривал с ним неоднократно. И не просто разговаривал, а заключил с ним великий завет (Быт.15). Тут для несовершенных людей появляется надежда, что и их Бог может принять. Впрочем, можно и возразить, что тогда ещё закон не был дан, и потому Авраам не мог его знать или нарушить. Закон был дан только при выходе израильтян из Египта через Моисея.

Моисей был сохранен Богом от смерти и был усыновлен египетской принцессой. Он вырос во дворце, получил самое лучшее образование того времени, имел высокое положение в Египте. Но однажды, помогая своему соплеменнику-еврею, он убил египтянина. Убил не на войне, не защищая свою жизнь от разбойников. Он совершил умышленное убийство! Это также грех (Исх.20:13), который по закону карался смертью (Исх.21:12). Это было грехом даже по языческим представлениям о нравственности. Поэтому Моисею пришлось бежать из Египта. Он оказался убийцей и неудачником, потому что так и не смог принести свободу своему народу. Сорок лет он жил с этим, водя стадо овец по пустыне. Он стал преступником, потерял своё положение в Египте, состарился, стал простым кочевником. И в таком состоянии Бог призвал Моисея на невероятное служение – вывести народ Божий из Египта. Кажется, Моисей был не просто недостоин такой милости со стороны Бога, но и вполне достоин наказания. Он меньше всего подходил на роль освободителя, но Бог сделал его таковым. Бог даже больше сделал. Бог сделал Моисея великим пророком, Своим другом! (Исх.33:11, Чис.12:6-8). Конечно, сорок лет в пустыне Бог работал с характером Моисея. Моисей стал самым кротким человеком на земле (Чис.12:3). Но Бог не ждал, пока Моисей станет таким. Он сделал его таким! Сделал Своим рабом не благодаря заслугам, талантам, положению или знаниям Моисея. Нет, всё это Бог устранил из его жизни. Бог избрал Моисея, вопреки его преступлению, вопреки его опыту неудачника, вопреки его косноязычию. Это дает ещё один аргумент для надежды несовершенным людям на принятие их Богом. Впрочем, всё это было давно, в незапамятные времена, когда и закон ещё не был дан. Что же происходило в более позднее время?

На земле родился Сын Божий! Бог пришел на землю и показал Божьи истины, Божий характер, Божье отношение к людям. Иисус решил избрать Себе небольшую группу апостолов из всех тех учеников, которые ходили за Ним. Эти люди должны были стать основанием для будущей церкви. Наверное, по закону это должны быть люди с огромным авторитетом и безупречной репутацией. Но кого избрал Иисус? Он избрал мытаря Левия. Мытаря! Предателя своего народа! Человека, который обворовывал свой собственный народ во благо языческих завоевателей. Иудеи ненавидели мытарей. Их отлучали от синагоги, исключали из числа представителей Божьего народа. И вот такого предателя Иисус решил сделать апостолом Матфеем. Апостолом, который напишет богодухновенную книгу Нового Завета. С точки зрения безупречности репутации и праведности перед Богом это был худший выбор! Но Иисус его выбрал. И не только его. Он выбрал еще одного странного апостола – Симона Кананита (Мф.10:4). Кто же такие кананиты? Вероятно, это была националистическая партия «ревнителей», основной целью которых являлось упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества. Для достижения этой цели они считали пригодными любые средства. Самые радикальные представители этой партии назывались сикариями, т.е. кинжальщиками. Они нападали на римлян и их приверженцев среди своего народа и убивали. Их можно назвать террористами своего времени. Но одного из таких радикалов Иисус избирает Своим апостолом. Удивительное сочетание мытаря, приспешника римлян, и кананита – их врага. Не правда ли, очень странный выбор? По закону Божьему эти люди никак не могли считаться самыми благочестивыми людьми на земле. В этом они полная противоположность Еноху, Ною и Иову. Бог по-прежнему готов избирать недостойных по Его же собственным меркам, прописанным в Пятикнижии.

Пример избрания мытаря Левия и Симона кананита поражает, но есть и ещё более невообразимый пример избрания в Новом Завете. Это избрание апостолом гонителя и врага церкви Божьей фарисея Савла. Савл был не просто рядовым грешником, он преследовал верующих, отдавал их на суд и участвовал в их убийстве (Деян.8:3). Так он стал участником побивания камнями Стефана (Деян.7:57-60). Даже когда Иисус явился Савлу, тот направлялся в очередной город с намерением арестовывать христиан. Было ли это безразлично Господу? Нет! Христос прямо заявил Савлу, что тот гонит Его! (Деян.9:4). Христос без сомнения поставил Савла в положение врага Божьего. Позже, уже став апостолом Павлом, он сам признает себя «наименьшим из апостолов» (1Кор.15:9), «наименьшим из всех святых» (Еф.3:8) и «первым из грешников» (1Тим.1:15), потому что гнал церковь Божью. Достоин ли он был Божьей милости и принятия? Достоин ли он был апостольства? Нет, нет и нет! Павел хорошо это понимал (1Кор.15:9). И всё же Бог сделал его Своим апостолом, использовал его для насаждения множества церквей среди языческих народов и дал ему благодать написать половину книг Нового Завета.

Подобных «странных» примеров избрания множество в Писании: похотливый Самсон, скрывавшийся в городе-убежище Варак, трусливо прячущийся Гедеон, младший среди братьев Давид, упорствующий пророк Иона, внедривший идолопоклонство царь Иеровоам, бывший простым пастухом пророк Амос, одержимая бесами Мария Магдалина, мытарь Закхей, отрекшийся с клятвой Пётр. Все эти люди никак не могли претендовать на Божий выбор по своим заслугам и характеру. Все они были грешниками, предателями или просто ничего незначащими в обществе людьми. Многие из них по закону заслуживали смерти за совершенные преступления. Но Бог выбрал именно их для великих дел!

Что же Бог игнорирует и нарушает Свой собственный закон? Бог закрывает глаза на грех? Тогда как можно говорить о праведном, справедливом и святом Боге? Но Бог и не нарушил установленные им Самим законные требования. Закон предполагает возможность прощения через пролитие крови заместительной жертвы. Не все грехи по закону заглаживались кровью жертвенных животных. Но Бог принес гораздо более значимую жертву, чем ягнят или быков. Он принес в жертву собственного Сына – богочеловека Иисуса Христа. Его кровь смогла очистить даже те грехи, прощение которых закон не предполагал. Бог совершил справедливый суд над каждым грехом, возложив все эти грехи на Иисуса Христа (1Ин.2:2; Рим.4:25; 1Кор.15:3; Гал.1:4), Которого люди распяли на голгофском кресте. Бог не игнорирует грех, Он просто перенес наказание с самих грешников на безгрешного Иисуса Христа. Этим Бог доказал Свою собственную праведность и право прощать грехи людей (Рим.3:21-26). Итак, закон исполнился во Христе. Христос не только выполнил все предписания закона, но и взял на Себя всё наказание тех, кто этот закон Божий не соблюдал.

Требует ли Бог от человека совершенства? Конечно! Написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). И ещё: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Но является ли это совершенство условием принятия Богом человека, условием того, что молитвы будут услышаны? Вовсе нет! В Библии мы видим достаточно тому примеров. Да и Сам Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон!» (Ин.6:37). Это проявление удивительной милости Божьей к грешному человеку. Это Его благодать, обретенная для людей Господом и Спасителем Иисусом Христом. Поэтому будем уверенно молиться во имя Иисуса Христа, придем без робости к Господу, возлюбившему нас! И Он освятит нас и сделает праведнее, добрее и лучше!

Похожие статьи

Comments are closed.