Роль Закона в Ветхом Завете, Рехвальд Герхард

В программу образования студентов Магистратуры курс входит «Закон в Ветхом Завете». Курс преподаёт Рехвальд Герхард, доктор богословия в области Ветхого Завета. Это один из базовых предметов, на котором учащиеся изучают основные принципы, необходимые для изучения  и понимания ветхозаветных книг.

–              Насколько необходимо понимать Закон для того, чтобы верно толковать ветхозаветные тексты?

Главная идея этого предмета заключается в том, что в Законе мы видим отражение характера Законодателя. Через заповеди и уставы Бог показывает, как должно выглядеть общество, живущее в общении с Ним. Принципы и ценности этих взаимоотношений определены Господом в записанных повелениях. Поэтому для нас сегодня не так важна сама буква Закона или какие-то конкретные уставы, а сколько принципы и закономерности, стоящие за этими повелениями.

–              На какие основные качества Бога Закон обращает внимание читателя?

Законы показывают, что Бог ищет общения с человеком. Закон позволяет людям, живущим в своей культуре и традициях, совершать необходимые для существования действия и при этом получать благословения от Господа. Заповеди призваны упорядочить их жизнь, и этим Бог проявляет своё попечение о народе. Он внимателен к нуждам человека и заботится о том, чтобы человек во время удовлетворения необходимых нужд не нарушал волю Божию. Люди занимаются обычными делами, – кушают, работают, отдыхают, –  а заповеди упорядочивают их образ жизни. В итоге и человеку хорошо, и Богу хорошо.

–              Имеют ли эти законы универсальный характер или же их действие относится лишь к определённому времени и к определённому народу?

Эти законы записаны в книгах Пятикнижья. Само Пятикнижье описывает период времени исхода, когда Бог вывел Свой народ из рабства, до времени входа в землю обетованную. Заповеди отвечают на потребности конкретных людей, в конкретное время и в определённой культуре. Но в принципах мы видим характер Бога, и этот характер не изменяется. Меняется время, культура, обстоятельства, но любовь Бога к человеку не меняется.

–              Когда мы читаем законы, то видим лишь повеления: что делать и чего не делать, что хорошо, а что плохо. Каким образом мы можем из них извлечь какие-то принципы?

Для того чтобы понимать, какие принципы стоят за заповедями Закона, надо понимать, к кому законы обращены, на какие жизненные ситуации они отвечают. Когда мы поймём изначальные потребности людей, к которым Закон обращён, мы сможем узнать, как они поступали в действительности и как они должны были вести себя. Именно в таком управлении народом посредством Закона мы можем увидеть характер Бога. Господь определяет рамки, указывает на ценности, регулирующие поведение человека. И эти ценности отображают качества Бога.

Примером этому может служить следующая иллюстрация. Когда Бог дал заповедь не делать себе кумира, то ею Он показал, что человек находится в опасности сделать для тебя кумир. Бог не живёт иллюзией, что человек всегда будет святым. Господь точно знает, что в этом мире точно существует искушение сделать себе каких-то идолов и отойти от Бога. Поэтому Бог заранее предупреждает Свой народ. И это показывает Его заботу, Его близость, Его желание помочь. Такое отношение становится для нас хорошей мотивацией. Мы можем напоминать себе, что Бог даёт нам наставление не для того, чтобы мешать нам, а для того, чтобы помочь. Он знает о наших нуждах, о наших искушениях. Но ещё до того, как дать повеление, Бог напоминает, что Он тот, кто вывел народ из рабства. И тогда заповедь не делать себе кумира перестаёт быть абстрактной идеей, но становится следствием того, что Бог уже совершил. Мы знаем о действиях Господа в нашей жизни и поэтому мы больше не нуждаемся в кумирах. Теперь мы можем не делать себе кумиров, можем преодолеть искушение, потому что Бог уже проявил Себя. И в этом как раз и открывается характер Бога.

–              Но в чем тогда заключена проблема человека, из-за которой он не может исполнять Закон?

Человек как всегда пытается обойти волю Божию, ищет пути, удобные ему, больше угождает самому себе, чем Богу. По этой причине все эти законы несут в себе  опасность буквального применения. Если я применяю законы буквально, я потеряю Бога. Например, это относится к жертвоприношениям. Господь определяет точный порядок принесения жертв, кто, как и когда может и должен их совершать. Но в пророках Бог говорит, что Он уже не хочет жертвоприношений от народа, Ему даже надоели их песни. Таким образом, дело не в исполнении Закона, а в отношении к Богу. При этом само действие не отменяется, ведь оно показывает отношение человека к Господу. Бог желает взаимоотношений с человеком, а законы даны, чтобы научить человека, как его действия выражают правильное отношение к Богу. В наше время и в нашей культуре наши действия будут другими, но всегда наши действия, наши поступки отражают наши отношения с Богом, показывая, хорошие они или плохие

Похожие статьи

Comments are closed.