Роль философии и логики для служителя , Дмитриев А., интервью

Дмитриев Анатолий преподает в семинарии предметы Философию и Логику. Сам он приехал из Санкт-Петербурга, где совершает служение в Центральной церкви на Поклонной горе.

Церковь на Поклонной горе – это церковь, в которой я уверовал. Я был неверующим человеком, услышав о Христе, я пришел в церковь. Всю свою христианскую духовную жизнь я остаюсь в этой церкви и там несу служение. Были периоды, когда я занимался благовестием, после этого занимался подростковым и молодежным служением. Сейчас я больше занимаюсь служением домашних групп. Мы встречаемся с лидерами групп по изучению Библии. Как рукоположенный диакон помогаю в организации дьяконского служения и, конечно, помогаю пресвитерам, в чем они попросят. Сейчас я учусь на Заочной форме обучения в НББС.

–           Какой была твоя цель, когда ты решил учиться в семинарии? Почему именно в Новосибирске, когда рядом есть много других духовных учебных заведений?

Я проповедовал в церкви, занимался разными служениями, но в какой-то момент понял, что я нуждаюсь в более глубоком изучении библейского текста. Я осознал, что в этом мне может помочь образование. Самообразование не всегда помогало качественно и глубоко изучать герменевтику, экзегетику Библейских текстов и различные богословские предметы. Тогда я пришёл к нашим служителям и озвучил, что я нуждаюсь в духовном образовании. Мы стали вместе молиться и думать, где мне учиться и я поступил в НББС, хотя рядом есть другие духовные учебные заведения, да и в нашем городе есть СПХУ. Я слышал хорошие отзывы, лично знал братьев, учившихся в НББС, а также стал разбираться в философии обучения семинарии: какой они предлагают вектор развития, и это повлияло на мое решение учиться в Новосибирске. Например, СПХУ стремится развивать научную христианскую деятельность, но мне больше была необходима помощь как служителю церкви. А кредо Новосибирской семинарии – это как раз помощь служителям церквей.

–           В чем ты видишь особенность церквей в Санкт-Петербурге?

Я думаю, что особенности определяет контекст, в котором мы служим как церковь. У нас в Петербурге очень большое смешение разных людей. С одной стороны, есть люди интеллектуальных профессий. Взрослое поколение – это такое интеллигентное поколение. С другой стороны, Петербург – это такой творческий котёл, откуда, например, пошли разные андеграундные течения в конце XX века. Да и сейчас среди петербургской молодёжи очень много творческих течений. Все это определяет контекст нашего служения как церкви в Петербурге. Мы проповедуем Евангелие Христа, но, с другой стороны, и молимся, как нам принимать неверующих людей в церковь.

–           Ты преподаешь в семинарии философию и логику. Расскажи о роли этих предметов в жизни христианина как служителя.

Эти предметы полезны в связи с апологетикой. Мы как верующие исповедующие учение Христова общаемся с неверующими людьми, которые могут задавать нам серьезные вопросы, касающиеся нашего учения, озвучивать свои сомнения в нашу сторону. Это могут быть  искренние сомнения. Цель таких людей не в том, чтобы расшатать наши убеждения или возвыситься над нами, как над христианами. Многие люди, с которыми я общался наедине, искренне делятся тем, что их беспокоит. Они говорят о тех темах, которые стали для них предметом преткновения. И в связи с этим нужно понимать два момента.  Первый момент, нам нужно понимать, какие идеи сформировались в головах и сердцах неверующих людей. Второй момент, как они были сформированы. В этом нам помогает, в том числе, изучение истории философии, понимание развития интеллектуальной мысли и её влияние на широкий круг людей. Еще один момент, когда мы доносим Евангелие Иисуса Христа, оно должно быть понятным, доступным неверующим людям. Конечно, на каком-то этапе провозглашения Евангелия уже заканчивается логика. Тем не менее, для неверующих людей вопрос о началах, ответы и понимание, предлагаемые Писанием, очень важны. Рассказывая Евангелие, мы говорим о греховности человека, о святости Бога, о невозможности примирения человека с Богом самостоятельно. Эти  вещи нам нужно рассказывать неверующим людям на понятном для них логическом языке. Это важно с нашей стороны при донесении доктрин  христианства. Ну и, конечно же, очень важны для наших проповедей герменевтика, богословские принципы и доктрины. Также важна и структурность проповеди. Нужно понимать, что для наших слушателей, братьев и сестёр, должно быть очевидным, как мы объясняем Писание и приходим к определенным заключениям, а в итоге призываем к конкретному применению библейского текста.

–           Каким образом философия повлияла на христианство в истории?

Самый большой период, когда церковь и философия переплетались, это период развития схоластики в Средние века, и, в частности, в католической церкви. До этого церковь враждовала с философией, потому что в Античные века философия довлела над умами людей. Когда пришло христианство, оно противопоставило себя языческой философии. В период же Средних веков церковь стала во многом использовать инструменты, предлагаемые философией, для формирования христианских догматов.

В период после Средних веков, люди сказали, что с них достаточно церкви и её доминирования. Они решили пойти научным светским путём, чтобы познавать этот мир. Так началась современная наука, а её цель в познании этого мира без Бога и без церкви. Многие философские идеи конца XIX в. и идеи XX в. разрушили фундаментальные понятия в умах человечества. К этим понятиям относятся понятие о личности, о свободе, о смерти, многие понятия о Боге и о любви к своему ближнему. И в связи с этим мы видим уже в конце XX в. и начале XXI в. колоссальный упадок в умах и сердцах людей. Это коснулось вопросов самоопределения и смысла жизни человека. Отсутствует серьёзный фундамент для ценностей людей. Всё это приводит к тому, что многие молодые люди живут по наитию, как придется, как куда-то зовет их сердце. Им это кажется проявлением свободы и это становится причиной многих их поступков. В этом плане христианство проповедует Евангелие Христа, где утверждает фундаментальные ценности, которые Господь проповедует нам в Своем Слове. Они невероятно важны для человека; на них он может твердо опираться. Они дают ясный ответ на вопросы: кто такой я в этом мире, зачем и для чего я пришёл в этот мир, и что будет со мною после смерти. Евангелие говорит о том, что и Кто существует за пределами этого мира. Оно отвечает на вопрос о том, Кто меня создал. Отвечая на эти вопросы, мы говорим о самом главном. Есть Божье желание в том, чтобы человек примирился с Богом, смирился перед Ним. Это невероятно ценно в современном мире. 

Comments are closed.