От успеха к надежде. Герхард Рехвальд

Пророка Иеремию часто называют «страдающим пророком». Книга Иеремии не имеет счастливой концовки. На закате своих дней Иеремия оглядывается назад, на 40 лет своего пророческого служения. Больше половины из них, последние 22 года служения, прошли без единого покаяния среди его слушателей. И, в конце концов, как кульминация его служения, пророка обвинили во всех страданиях Иудейского народа (Иер. 44: 15-19).

Хотя служение Иеремии так хорошо начиналось. Он услышал призыв к служению в 13-м году царствования Иосии (Иер. 1:1). В то время Иосия уже был богобоязненным царем. Вторая книга Паралипоменон возвещает нам об этом: «В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего» (2Пар. 34:3). Но его преданность ограничилась именно этим – «он начал прибегать» к Богу. Это были только начатки, набеги вместо пребывания. В стране почти не осталось знания об истинном Боге. Годы идолопоклонства и отступничества под управлением Манассии, деда Иосии, оставили страну почти без какого-либо понимания воли Божьей. Когда во время ремонта храма нашли книгу закона, царь не узнал находку (2Пар. 34:19). Все эти годы Иосия не имел доступа к записанному слову Божию. Видимо Манассия не только убил людей слова Божия, но и уничтожил все экземпляры записанного Божьего откровения. В этом и причина, почему Бог отправил Своего посланника Иеремию к Иосии.

Вторая книга Паралипоменон говорит о том, что Иосия начал очищать землю на своем 12-м году (2Пар. 34:3). Только в последствие этого повеления начали ремонт и нашли книгу. Это значит, что Иосия имел представление о воле Божьей еще до того, как была найдена книга закона. Если сравнить дату начала публичной деятельности Иосии с датой начала служения Иеремии, мы получим разницу в один год. Разве Иосия начал очищение прежде появления Иеремии на сцене? Книга Иеремии говорит иначе. Иеремия как раз пророчествовал против идолопоклонства во дни Иосии (Иер. 3:6). Такая проповедь имела бы смысл только до очищения, которое провел Иосия.

Решение нашей загадки кроется в системах двух разных календарей, которые использовались в книге Иеремии и в Паралипоменоне. Книга Иеремии была написана в контексте Иудейской культуре. А книга Паралипоменон – после возвращения из вавилонского плена. Израильтяне многое переняли от вавилонян, в том числе новую систему летосчисления. События датировались в соответствии с царствованием какого-либо монарха. Однако цари не были настолько благоразумны, чтобы умирать в последний день года, чтобы с нового года новый царь мог начать свое царствование. Что же было делать, если часть года еще оставалась? Иногда новый царь называл период, оставшийся от года управления предыдущего царя, «первым годом» своего царствования. Однако если предполагалось, что «первый год» начинался в начале нового календарного года, то новый царь мог назвать остаток года от своего престолонаследия до следующего Нового года «престолонаследным годом», а «первым годом» считать наступивший Новый год. Эти две системы летоисчисления называются системой престолонаследных годов и системой непрестолонаследных годов.

Во дни Иеремии использовалась система непрестолонаследных годов. Другими словами, нет никакого пробела в годах между началом действий Иосии и служением Иеремии. Двенадцатый год в книге Паралипоменон – этот тот же самый год, что и 13-й год в книге Иеремии. Именно Иеремия наставил Иосию на пути Господни. И это имело удивительные последствия. Иудейское царство видело свои самые лучшие дни, оно имело даже больше благословений, чем во время царя Соломона. Храм наконец-то стал единым и единственным местом поклонения. Все языческие высоты были уничтожены, люди пережили духовное возрождение, а среди наиболее важных проповедников, возможно, даже самым важным, был Иеремия.

Но после такого успешного действия его проповеди он ушел со сцены. Когда во время ремонта храма нашлась книга закона, царь не обратился к Иеремии для проведения дальнейшего исследования. Иеремия, очевидно, вернулся домой в Анафоф. Только после смерти Иосии он возвратился назад в Иерусалим, чтобы продолжить свое служение и призывать народ к покаянию.

Иеремия начал свое служение с такого пробуждения, которое большинство из нас никогда не видели, может быть и нам хочется участвовать в чем-то подобным. Но готовы ли мы заплатить цену, которую Иеремия заплатил? После громкого старта на его плечах лежало тяжелое бремя двадцати лет безуспешного служения. Ему предъявляли претензии, народ был неблагодарен, его даже обвинили в причинах всех бед (Иер. 44:16-18).

Иеремия шел от света пробуждения до темноты суда и ожесточенных сердец. Он не увидел счастливого конца. Он даже не тосковал по старым добрым временам, когда его проповеди еще зажигали сердца людей.

Время пробуждения осталось в далеком прошлом, почти забытое в сердцах и разуме жителей страны. А у Иеремии осталось только слово Божие, чтобы проповедовать и служить дальше. В темное время свет ближе. Служение Иеремии должно напоминать нам о цене служения и предостерегать нас от чрезмерно высоких ожиданий.

Похожие статьи

Comments are closed.