«Се, Царь ваш!» Размышления о правлении Иисуса Христа, Ричардсон А.

Какое значение для сегодняшней церкви имеет тот факт, что Христос – Царь?  Тема Его царствования — одна из важнейших для понимания личности и миссии Иисуса.  Ветхозаветные пророки ждали Царя — потомка Давида. В межзаветный период за этой ожидаемой личностью закрепился титул «Христос».

В наших церквях мы делаем акцент на том, что Иисус — это Спаситель, избавляющий нас от суда и смерти. Он также и Господь, повелевающий мне, что делать, как жить, куда двигаться.  Но, пожалуй, то, что Иисус — это Царь, остается немного в стороне.

Возможная причина в том, что мы читаем великие пророчества о царствовании Сына Давида, скажем, в книге Исаии, и относим их обещания к будущему, к еще не наступившему, земному правлению Мессии.  Соответственно, мы считаем, что это не про наше время.  Мы, тем более, со скорбью отмечаем, что центральные ожидания таких текстов — торжество справедливости и правосудия в мире — не сбылись явно в наше время.

Вспомним, как пишет Исаия:

 «Умножению владычеству Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». (Ис. 9:7)

 «…и будет судить не взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.  Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине… И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его истина». (Ис.11:3-5)

«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:3-4)

Эти и подобные им тексты рисуют прекрасную, волнительную картину того, как чудесно оказаться под правлением Божьего Царя.  Но, видя вокруг себя различные и многочисленные примеры несправедливости и беззакония, мы делаем естественный вывод, что такого царствования Христа нам еще долго ждать.

Но правильно ли мы делаем, рассуждая так?  Мы же верим, что в Иисусе Христе эсхатологическое время уже началось? Мы живем в период последних дней, когда об исполнении эсхатологических надежд мы можем сказать «уже да, но еще нет».  Их завершения мы еще ждем, но, тем не менее, уже частично испытываем благословения нового творения.  Они изливаются на нас в виде прощения грехов, восстановления отношений с Богом, присутствия Духа Святого в нас, изменения нашего характера и наших взаимоотношений. Мы становимся частью нового Божьего общества—Церкви, в нем разрушены мирские барьеры и преграды для общения.  И именно в этом контексте, очевидно, мы можем и испытывать благое управление нашего Царя.

Каким образом осуществляется Его правление?

Несомненно, Царь-Иисус правит Своим народом посредством Своего Слова в Писании.  В нем Он повелевает, советует, издает приказы, указывает правильную дорогу для жизни и благочестия.

Но что насчет того правосудия и справедливости, которые так возносятся в пророчествах?  Как Царь Иисус выполняет эту сторону царского статуса?  Пока память о Пасхе еще относительно свежа, вспомним, что характер царствования Иисуса Христа определяется, больше всего, крестом Голгофы.  Среди синоптических авторов, евангелист Марк особенно ярко подчеркивает этот момент.  В первых 14-ти главах своего Евангелия Он старательно избегает применения слова «Царь» по отношении к Иисусу, но потом дает ему прозвучать целых семь раз в 15-й главе, — главе о распятии.  Вывод ясен: именно Своей смертью Иисус открывает значение того, каким является правление Божьего Царя.

Какие царские функции Иисус Христос выполнил Своей смертью?

Главное, что нужно отметить, это то, что Он окончательно совершил правосудие для Своего народа, понеся на Себе их грехи. Можно сказать: «Мой Царь довел до конца все судебные процессы относительно моих грехов.  Он полностью разобрался с юридическими последствиями моего бунта против Него и преступлений, совершенных мной против других.  Он также сделал то же самое для каждого из моих братьев и сестер вокруг меня в Церкви, от мала до велика, для бедных и богатых».

Будучи христианами,  мы являемся гражданами Божественного общества. В нем полностью соблюдено правосудие. В нем все преступления и нарушения в полной мере осуждены и наказаны.  Все это сделано Тем, на чьих плечах, согласно Писанию, лежит ответственность за правосудие в народе, — Самим Царем.  В отношении всех верующих восторжествовала справедливость в смерти Царя Иисуса Христа на Голгофе.

А может это просто теория?

К сожалению, даже в Церкви мы видим натянутые, а порой и разрушенные отношения.  Но должно ли что-то измениться от всех этих рассуждений?  Конечно! Изменится, если мы готовы помнить и жить реальностью того, что уже совершено для нас.  Своим подвигом Царь-Христос обеспечил самую подходящую почву для восстановления отношений между людьми, для формирования качественно нового общества любви и мира.  Какие бы ни были преступления, совершенные другими против меня или мной против них, я знаю, что за них заплачено полностью перед Богом. Теперь можно прощать и получить прощение, строить здоровые отношения без угнетающего сознания своего неоплаченного долга, без необходимости осуждать других, тех, кого Бог оправдал кровью Царя.

Несомненно, «уже да» неразрывно связано с «еще нет».  Церковь похожа на дом, в котором идет ремонт: грязи и пыли предостаточно, но черты будущего результата постепенно становятся видимыми.  Эффект удивительного подвига Царя-Христа еще не ощущается полностью, но, тем не менее, ощущается подлинно. Это явно там, где верующие люди живут крестом и серьезно вдумываются в его значение для общества Церкви, и это прекрасно.

В эти послепасхальные дни будем вновь осознавать, что такое жить под чудесным правлением нашего Царя Иисуса!

Comments are closed.