Невыполненное призвание, Рехвальд Г.Г.

Пророк Осия объявляет суд над Израилем. Бог спас и благословил Свой народ, но неверность завету разрушила все общение с Ним. Сначала пророк перечисляет все благословения, которые были утрачены. Затем его весть переходит к тому, что могло произойти. Народ потерял свое призвание. Господь указывает на те начала, которые Он заложил, но они были отвергнуты Израилем.

В тексте 9:10-11:11 записано начало истории народа, которое  связывает этот отрывок с предыдущим контекстом 8:14. Бог выражает свое отношение к народу и описывает ответную на них реакцию со стороны Израиля. Но Бог не встречает взаимности на Свои чувства. Как в прошлом народ изначально отошел от Бога (Числ.25:3), так и современники Осии отвергли своего Создателя. Они не возлюбили Того, Кто возлюбил их. Они не уподобились Богу, а стали подражателями тех, кого они полюбили вместо Него (9:10). Какими они могли бы стать? В Бытие 41:52 и 48:19 Ефрему даны обетования о размножении. Ефрем, как самое многочисленное колено, олицетворяет весь народ Божий как в благословении, так и в наказании. Обетование благословения будет заменено наказанием (9:11). Даже те дети, которые будут, — отнимутся. Бог хотел дать Ефрему просторное место (9:13), но вместо этого народ ожидает смерть, которая и пришла в виде нападающих Ассириян. Затем звучит молитва пророка(9:14), в которой он умоляет прекратить плодородие. Это ходатайство, которым Осия хочет сократить страдание народа (ср. Амос 7, 5).

Далее, продолжается перечисление других мест, где был нарушен завет, например, Галгал (9:15). Здесь, подобно событиям в Вефиле (3 Царств 12:28), цари установили идолослужение (ср. 4:15).

В отрывке 9:15-17 встречается тематическая параллель с текстом 9:10-13. Наконец, любовь переходит в ненависть. Вместо того, чтобы «найти»,  Бог «изгонит» Ефрема. Что сначала сделали отцы, теперь совершают князья. Наказание остается тем же — потеря плодородия. Если в 9:10-13 умирают во время нападения, то в 9:17 говорится о переселении и рассеянии. Действия Ассирии становятся наказанием.

Бог благословлял Израиль (10:1). Однако, люди одной рукой брали у Бога, а другой — отдавали идолам. Корень их греха – разделенное сердце. В народе не было посвящения Богу. Из-за этого Израиль испытает, насколько напрасным было их служение, и они увидят разрушение жертвенников. В тот момент люди поймут, что из-за непослушания они потеряли царя, который так и не смог им помочь. Их речь полна неправды. Это становится ясным в их отношении к идолам. Когда произойдет разрушение золотого тельца в Вефиле (ср. 4:15), они восскорбят о нем. Потеря славы идола имеет для них больше значение, чем правильное отношение к Богу. Все воспоминания об идоле удаляются разрушением места поклонения на высотах (10:8). Но их позор не только в том, что они потеряли объект поклонения. Идол, на которого они полагались, так и не вернется в свое место. И тогда в стыде они желают себе смерти (10:8). 

Название города Гива(10:9) намекает на восклицания людей. Оно означает «Гора» (h[‘b.G), что созвучно стиху 10:8. Это не первое упоминание о грехе Гивы (см. 9, 9), но оно открывает внутреннее состояние народа. Их сердце действительно разделено. С одной стороны, они желают себе смерти из-за позора по причине уничтожения идола. С другой стороны, нечестие и грех против Бога их не беспокоит. И такими  они остались с тех пор, когда грешили в Гиве (9: 9). Отрывки 9:10 и 9:17, а также 10:2 и 10:8-9 иллюстрируют двойной грех (10:10). Они не слушались Бога, но следовали за идолами. За это Господь наведет наказание на них.

Третий раз, на примере сельского хозяйства, Бог напоминает об истории народа (10:11–15). Господь описывает идеальную картину того, как Он призывает народ. На Ефрема, как на сильное колено, Бог возложил ответственность. Весь народ должен будет вместе трудиться (10 : 11). Каждый на том месте, которое определит Бог. Труд должен выполняться в праведности, в соответствии с волей Божией. Такой труд включает в себя приближение к Богу. Кто ищет Бога, получает благословение от Него (10:12). Но Божье распределение обязанностей не нашло отклика. Вместо праведности они взращивали нечестие и получили соответствующие плоды: беззаконие и ложь. Они не полагались на Божьи установления, но надеялись на свои силы (10:13). Поэтому уже не будет того урожая, на который они рассчитывали. Вместо этого война и разрушение охватят их.  Для подтверждения своих слов Осия приводит пример некоего Салмана, который жестоко разрушил город Бет-Арбел.

К такому же жестокому разрушению приводит и идолослужение в Вефиле. Вефиль становится действующим лицом, а причина того, что о нем упоминается, заключается в его крайнем нечестии. Оно подобно двойному преступлению (ср. 10:10). В нечестии они проявили непослушание, а в Вефиле поклонялись чужим богам. Пик жестокости – смерть царя. Смерть царя замыкает тематический круг о культе и идолослужении (10:2-3).

Бог в четвертый раз говорит об истории. От примеров земледелия речь возвращается назад к моменту возникновения Израиля. Господь использует образ семейных отношений. О чувствах Бога мы уже слышали ранее (9:10). Теперь эта любовь воплощается в лицах на примере любви отца к своему сыну. В красивых и нежных словах Бог описывает всю заботу любящего отца к своему сыну. Два стиха о расположении и заботе (11:1 + 4) обрамляют два других стиха (11:2 + 3), которые говорят об ответной реакции сына. И оба его отклика отрицательны. Бог звал, но они уходили; Бог обучал, но они не осознавали Его заботы. В этих стихах видно два действия — хождение перед Богом и познание Бога. Это те же два преступления, о которых говориться в предыдущем отрывке (10:10). Но здесь в начале и в конце сказано о безусловной заботе Господа. Он верен в Своих действиях, даже больше, чем того требует завет. Он давал им все необходимое и даже сверх этого, но они не обращаются к Нему. Они отвергли Его и выбрали себе кого-то другого. Так как они не хотели Бога над собой, то Он отдает их в руку Ассирии (11:5). Если раньше об Египте и Ассирии говорилось вместе, как местах переселения (7:11; 9:3), то теперь остается только Ассирия. Развитие можно объяснить тем, что во время первого нашествия врагов многие убежали в Египет. Но теперь окончательный захват приведет всех в Ассирийский плен. Это будет днем разрушения и смерти в народе. Но и это все горе не приведет к обращению народа. Зов Бога останется без ответа.

С такой же неожиданностью, как и во 2-й главе (2:13 – 14), вдруг вместо наказания появляются слова о милости. Бог не хочет гибели человека. Он избирает, ведет и воспитывает, но не хочет стереть их с лица земли, как города Адма и Севоим (Втор. 29:23). Эти города разделили судьбу Содома и Гоморры. Теперь же Бог не уничтожает грешников. Он не как необузданный человек, когда являет Свой гнев. За грех Он наведет на них наказание, но Его желание – иметь общение с человеком. Он – Святой, Тот, Кто хочет быть посреди тех, кого Он призвал и возлюбил. Поэтому Господь дает надежду и будущность. Он не войдет в город, чтобы уничтожить их полностью (11:9). Святой Бог снова соберет Свой народ. Мощный как лев, Он призовет,  и они последуют за Ним. Без Бога народ был как безвольный голубь без сердца, который суетился (7:11), а затем он вернется домой. Как благословение было обращено в наказание, так благодать Божия обратит нищету в силу.

14.05.2019

Похожие статьи

Comments are closed.