Небесные венцы. Сергей Кузнецов

На страницах Нового Завета читатели многократно встречают упоминание о неких венцах. Венцы, как определенные награды, упоминаются в Новом Завете 18 раз. В качестве награды за успешное служение и веру в Новом Завете обещаны четыре различных венца: правды, жизни, похвалы и славы. Образ венца широко используется новозаветными авторами: Апостолами Петром и Иоанном, Павлом и Иаковом. Однако, современному читателю этот образ не вполне понятен и требует пояснения.

В Древней Греции победитель Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, а в поэтических состязаниях в честь Аполлона — лавровый (отсюда слово «лауреат»). Венки носили не только спортсмены, но и полководцы-победители, жрецы, иногда просто уважаемые люди. Триумфаторы надевали лавровый венок. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками. Дубовый венок был знаком особого покровительства Зевса, его удостаивались полководцы и правители. Миртовые венки с розами использовали как свадебное украшение.

Поскольку греки ценили славу больше богатства, то венок победителя олимпийских игр ценился очень высоко. Этот венец был неким аналогом современной золотой медали, врученной победителю соревнований. Родной город встречал грека-победителя с большими почестями. Его одевали в пурпуровые одежды и везли по городу в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Иногда для проезда колесницы победителя специально проламывалась городская стена. В честь победителей в городах ставили статуи. Обладатель венка получал также и материальные блага, например, пожизненно освобождался от налогов, получал почетное место в театре и других общественных местах, а иногда и пожизненную пенсию. В свете этих данных понятно, почему библейские авторы использовали образ венца для описания божественных наград для верующих, побеждающих со Христом.

В отношении венцов Нового Завета возникает несколько вопросов. Во-первых, будут ли венцы буквальными неувядающими венками или это только образ награждения победителя, который не стоит воспринимать буквально? Во-вторых, различные венцы это действительно несколько венцов или это различные описания одного венца, который будет сочетать все эти качества? В-третьих, венцы являются наградой для каждого верующего или особенной наградой для некоторых христиан за определенные заслуги? В-четвертых, как понимать такие словосочетания, как «венец жизни» или «венец правды»? В-пятых, все ли венцы перечислены в Библии или их больше? На эти вопросы различные толкователи дают разные ответы. Чтобы разобраться и принять определенную позицию рассмотрим эти венцы по отдельности.

Венец жизни. Данный венец упоминается в двух текстах Нового Завета: Иак.1:12 и Отк.2:10. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Иоанн пишет: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк.2:10). Иаков и Иоанн пишут о венце жизни для утешения и укрепления христиан, испытывающих трудности и искушения.

Что же значит эта фраза «венец жизни»? Знатоки древнегреческой грамматики предлагают три возможных варианта значения фразы «венец жизни»: 1) венец, «который есть жизнь», 2) венец «принадлежащий жизни», 3) «жизненный» венец. Практически все комментаторы данного текста поддерживают первый вариант. В этом случае венец является метафорическим обозначением вечной награды. В пользу того, что слово «венец» является образным обозначением награды, говорит и подобное употребление этой фразы в еврейской религиозной литературе еще до времени написания Нового Завета. Что речь идет именно о вечной жизни, а не о нынешней, понятно из слов Иакова: «Который обещал Господь любящим Его». Если эта жизнь обещана только части живущих людей, то это не может быть нынешней жизнью. Есть и еще один серьезный аргумент в пользу того, что речь идет о будущей жизни. Иаков использует фразу «обещал Господь любящим Его» еще раз, во второй главе того же послания: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак.2:5. В этом тексте обещание явно относится к будущему, т.е. ко времени установления Царства.  Логично предположить, что и в первом случае обещание относится к будущему.

Еще один вопрос – все ли верующие получат венец жизни? В обоих текстах, где употребляется эта фраза, она выглядит как обетование верующим, испытывающим притеснения со стороны мира. Однако это обетование содержит определенное условие – оставаться верным даже до смерти. Томас пишет по этому поводу: «Обетование ограничено и дано только тем, кто любит Его. Любовь Господа открывается в Иакова как реальная и как вечная сущность веры. Она проявляется через терпеливость и таким образом получает одобрение и награду»[1]. Т.е. стойкость в искушении является обязательным выражением веры и любви к Господу. Искушение не производит веру и, как следствие, жизнь вечную, но выявляет их наличие. Значит, этот венец получат все истинные христиане, чья вера была испытана и найдена подлинной. Обещание Христа в послании к Ефесской церкви тоже выражает эту идею: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк.2:7).

Похожее наставление встречается и у Петра: «О сем (спасении и небесном наследии) радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ». (1Пет.1:6-9)

Итак, все верующие получат венец жизни, т.е. саму вечную жизнь! Зачем же тогда Иаков и Иоанн говорят о вечной жизни, как о мотиве для стойкости, если все верующие всё равно эту жизнь получат? Очевидно, что Господь обращает внимание верующих на блаженство вечной жизни в качестве утешения, уча христиан не унывать, и смотреть не на нынешние проблемы и притеснения, но на обетования в вечности. Особенно важным этот призыв Господа выглядит в книге Откровения. Положение церкви в Смирнах крайне тяжелое: один из членов церкви казнен за веру в Иисуса Христа, другим также угрожает смерть. Господь видит это, но не обещает земного избавления, а напротив, сообщает, что верующих из этой церкви ждет тюремное заключение и, возможно, смертная казнь. Такая перспектива выглядит пугающей, поэтому Иисус призывает христиан не бояться физической смерти, зная, что их ждет воскресение из мертвых. В доказательство Господь приводит свой пример – Он тоже был казнен, но воскрес из мертвых. Господь напоминает о вечной жизни для укрепления мужества верующих в гонениях.

Венец правды. О венце правды мы читаем у апостола Павла: «…время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8).

Фраза «венец правды» имеет такую же структуру, как и «венец жизни». Т.е. Павел говорит, что Господь даст ему венец, который является праведностью. Этот венец готовится всем «возлюбившим явление» Господа. Слово «готовится» передает идею, что этот венец уже готов, но «отложен в сторону»  на время, пока не состоится его торжественное вручение.

Природа этого венца, как и венца жизни, вызывает вопрос о его заслуженности. Может показаться, что Павел ожидает венец правды, как награду за свои духовные подвиги и победу, но это не совсем так. Павел сам писал о своих привилегиях и своей праведности в том числе:

Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. (Фил.3:8-11).

Если Павел не надеется на свои заслуги для обретения праведности, но ищет праведности от Бога через веру, то почему он пишет о праведности, используя метафору венца, т.е. награды победителю? Павел не надеялся на праведность от исполнения закона, но ожидал праведность от Бога в ответ на веру. Эту веру он сохранил и проявил в послушании и победоносном служении. Павел подчеркивает близость окончания своего труда и земной жизни, сравнивая это с тяжелой борьбой атлета и финалом олимпийских игр. Состязания окончены, теперь осталось только вручить награды. Павел предвкушает славную жизнь со Христом, уподобляя её радости победителя олимпиады. Борьба окончена! Впереди награждение, слава и почет. Можно отдохнуть, «почивать на лаврах». Господь выступает здесь в роли «праведного Судьи». С одной стороны это говорит о справедливости награды, с другой стороны праведность может дать только Тот, кто Сам праведен. Дуайт Эдвадс пишет по этому поводу: «Этот «венец праведности» вручается «справедливым Судьей» — Господом. Несомненно, это отличается от несправедливого судьи – Нерона, с которым Павел скоро встретится. Подготовленность показывает его доверие суду Христа, в противоположность следствию императорского суда, когда истинная праведность его достижения будет пересмотрена»[2].

Для Павла праведность была драгоценна и желанна, как венец победителя, как золотая медаль для олимпийцев. Павел пишет, что этот венец является общим для всех верующих во Христа, «возлюбивших явление Его». Сложно сказать о каком именно явлении Христа, первом или втором, идет речь. Возможно, здесь нет разделения, но оба пришествия Христа соединяются в одно значимое событие, имеющее великую ценность для каждого христианина. Важна и смерть, и воскресение, и прославление, и возвращение, и правление Христа.

Венец славы упоминается в Новом Завете только один раз в послании Петра, где он дает предписание пресвитерам церквей:

Пресвитеров ваших прошу я, сопресвитер и свидетель Христовых страданий и участник имеющей открыться славы: пасите стадо Божие, какое у вас, с бдительным вниманием, не по принуждению, но добровольно, как угодно Богу, и не ища постыдной наживы, но из усердия, и не как господствующие над уделами, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1Пет.5:1-4).

Этот текст передает несколько истин. Во-первых, венец славы будет вручен, когда Христос явится вновь. Во-вторых, Пётр пишет, что он сам будет участником той славы, которая откроется с пришествием Христа. В-третьих, венец славы будет неувядающим.

Что же представляет собой венец славы? Эту фразу можно толковать по-разному: «славный венец», «венец, который есть слава», «венец, дающий славу». Но, по аналогии с другими венцами, наиболее приемлемым кажется вариант «венец, который есть слава». Поэтому мы будем рассматривать не только этот текст, но и другие тексты, говорящие о будущей славе верующих.

Все ли верующие получат этот венец? Данный текст прямо не отвечает на этот вопрос, поскольку Петр обращается только к пресвитерам и им обещает славу. Клоуни высказывает достаточно глубокое понимание данного вопроса:

Своим верным пастырям Господь даст венок славы. «Слава» объясняет значение венца: их наградой и радостью будет слава их Господа… Иисус Христос желает, чтобы те, кого дал Ему Отец, были с Ним и разделили Его торжество, Его жизнь и Его славу (Ин.17:24)[3].

Эту мысль подтверждает и дальнейшее рассуждение самого Петра: «Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную Свою славу во Христе, Сам, по кратковременном страдании вашем, усовершит вас, утвердит, укрепит, сделает непоколебимыми» (1Пет.5:10). Эти слова относятся уже не только к пресвитерам, но и ко всем верующим. Бог призвал всех верующих в Свою славу. Это Его желание. Таким образом венец славы будет возможностью для каждого христианина разделить славу Самого Бога.

В отношении верующих, не несущих пресвитерского служения, есть еще некоторый намек в стихах, следующих сразу после обращения к пресвитерам: «Также и молодые, подчиняйтесь пресвитерам; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь в смиренномудрие, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он вознёс вас в Свое время» (1Пет.5:5,6). Кроткие христиане получат вознаграждение в будущем, а именно будут превознесены. Призыв к простым верующим несет идею смирения. Пресвитеров Пётр также убеждает не превозноситься над церковью, а служить другим, смиренно показывая пример добродетельной христианской жизни. В этом обращении Пётр ставит и пресвитеров под власть «Пастыреначальника», и остальных верующих под «крепкую руку Божью». И тем и другим Пётр обещает некоторое воздаяние и прославление. Однако, более смиренное, усердное и посвященное служение, вероятно, принесет и большую славу.

Вполне возможно, что при прочих равных условиях, у рукоположенных служителей есть больше потенциальных возможностей для обретения славы, для сохранения ведущего положения даже в вечности. Однако, это не стоит воспринимать больше, чем предположение, поскольку только Христос сможет дать действительную оценку жизни каждого и здесь играет роль слишком много факторов.

Одним из таких факторов является перенесение страданий за веру в Иисуса Христа. Так Апостол Павел, описывая свои страдания ради проповеди Евангелия, подводит такой итог: «Ибо временная легкая скорбь производит для нас в безмерном преизбытке вечное богатство славы» (2Кор.4:17). И еще в Послании к Римлянам он пишет: «Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас» (Рим.8:18). Интересно, что нынешняя скорбь, как бы производит вечное богатство славы, причем в несравненно превосходной степени. Это, конечно, не значит, что страдания сами по себе что-то производят, но Бог оценит и вознаградит верность и терпение, с которыми христиане переносят эти страдания.

Второй фактор – служение во славу Христа. Петр пишет, что каждый верующий должен служить тем даром, который получил от Бога. Всякое служение христианин должен совершать во славу Бога, а не для своей славы (1Пет.4:10-11). И именно прославление Бога является действительной целью христианского служения. Христос учит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Добрые дела верующего должны приносить славу не ему самому, но Богу. Поскольку вся слава принадлежит Богу, то прославление верующих будет приобщением их к Божьей славе. Пётр так и говорит о себе: «соучастник в славе, которая должна открыться» (1Пет.5:1). Слово «соучастник» показывает, что он не единственный, кто будет иметь участие в славе. Также это слово показывает, что верующие участвуют в некой славе, которая не им принадлежит, но будет открыта Богом. Именно Божья слава откроется в нас по Его собственному желанию (Еф.1:3-14). Бог введет в Свою славу тех из нас, кто прославил Его на земле. Так и Иисус молился: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:4-5).

Некоторым поиск славы может показаться эгоистичным, но это не всегда верно. Поиск славы от Бога – желание вложенное Богом, а не греховной испорченностью. Иначе, Христа можно было бы обвинить в эгоизме, а с такой трактовкой вряд ли кто-то из христиан согласится. Кроме того Бог Сам желает ввести нас в Свою славу. Если наше желание совпадает с желанием Божьим, то оно не может быть греховным. Впрочем, не стоит забывать, что искаженное грехом это желание может стать эгоистичным, превратившись в тщеславие, в поиск человеческой славы любыми доступными способами. И это искушение нередко постигает христиан.

Каким же образом эта слава в нас откроется? Будущая слава, вероятно, будет включать как духовные, так и физические аспекты. К духовным аспектам славы можно отнести оправдание (Рим.5:9-10), нравственное совершенство (Кол.1:22), полноту знания (1Кор.13:12). Физический аспект связан с будущим телом. При втором пришествии Христа все умершие христиане воскреснут из мертвых в новых славных телах, а живущие на тот момент на земле христиане преобразятся (1Кор.15:51-52). Павел пишет, что Иисус «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил.3:21). Слово «сообразно» указывает, что наши тела будут подобны по форме прославленному телу Христа. Во 2Кор.5:1-5 Павел представляет будущее тело христианина как вечное по своей природе, как исходящее не от человека, а от Бога. Еще один текст подтверждает будущую славу наших тел:

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. (1Кор.15:40-44).

Можно предположить, что тела, которые получат верующие после воскресения, будут неким сосудом, вместилищем божественной славы. Этот текст, вероятно, является аллюзией на пророка Даниила, который пишет: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:2,3). Однако Павел вносит некоторые дополнительные идеи. Так он говорит не только о принципиальном различии между небесными и земными телами и их славой, но и указывает на различную степень славы небесных тел. Это показывает, что слава будущих тел у одних из нас будет больше, у других меньше.

Христос тоже говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Вероятно, слава внешне будет выражаться в сиянии, как это было со Христом на горе преображения (Мф.17:2), с Моисеем, спустившимся с Синая (Исх.34:29-30) и с Ангелами (Отк.17:1, Лук.2:9).

Венец похвалы. Термин «венец похвалы» встречается в Новом Завете лишь однажды: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость» (1Фес.2:19,20). Это выражение, вероятно, заимствовано Павлом из книги Притч, где в Септуагинте используется такая же фраза (Пр.16:31). В синодальном переводе этот текст переведен так: «Венец славы – седина, которая находится на пути правды». И, хотя русский переводчик использовал фразу «венец славы», текст Септуагинты лучше перевести как «венец похвалы – седина». Когда Павел писал письмо церкви в Фессалониках, он был уже далеко не молодым человеком и находился на «пути правды». Для Павла путь правды был путем веры в Иисуса распятого и воскресшего, путем послушания Божьему призыву проповедовать Евангелие.  Фессалоникийские верующие были живым доказательством верности Павла.

 Фразу «венец похвалы» можно иначе перевести как «венец, являющийся похвалой». Павел много раз использует глагол «хвалиться», однокоренной с со словом «похвала». Из 38 раз, когда это слово, со всеми его формами, встречается в Новом Завете, 34 раза оно встречается в посланиях Апостола Павла и еще 4 раза у Иакова. Это слово, судя по его использованию Апостолами, имеет положительную коннотацию. Похвальба не была чем-то предосудительным, кроме тех случаев, когда была ложной. Похвальба была указанием на заслуги, привилегии, превосходство, успех в каком-то деле или указанием на нечто ценное, что будет принадлежать человеку в будущем. Так Иаков призывает своих читателей хвалиться своим положением во Христе, в противоположность своему земному статусу: «Да хвалится брат униженный высотою своею» (Иак.1:9). Павел, хвастается не своими заслугами, но заслугами Христа: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями…» (Рим.5:1-3).

Однако, Павел, как и Иаков, выступает против надменного самовосхваления, призывая хвалиться не собой, а Господом, и ожидая похвалы от Бога, а не от людей. Он пишет, что Бог избрал немудрых, немощных, незнатных и ничего не значащих людей, чтобы посрамить мудрецов, сильных и знатных мира сего, «чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:27-31). В ответ на самовосхваление некоторых людей в Коринфской церкви Павел вразумляет: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). О себе он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Наиболее ясно Павел выражает свое отношение к похвальбе в тексте: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2Кор. 10:18). Именно этой похвалы он искал и нам следует.

Возвращаясь к «венцу похвалы» в 1Фес.2:19, можно сказать, что это похвала, которую Павел ожидает получить от Господа. Эта похвала тесно связана с верующими в Фессалониках и не только с ними. Павел, отвечает на свой же вопрос «кто наша надежда, радость и венец похвалы?» другим вопросом «не и вы ли?». Союз «и» говорит о том, что не только уверовавшие фессалоникийцы послужат к похвале Павла, но будут и другие. Это хорошо согласуется с тем фактом, что Павел насадил множество церквей в разных городах Римской Империи, а не только в Фессалониках. Здесь уместно вспомнить и Послание к Филиппийцам, где мы встречаем сходную идею: «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Фил.4:1).

Однако, рассуждать таким образом, что Павел смотрел на насажденные им церкви только как на доказательство его верности, было бы ущербным пониманием. Когда он писал эти слова, то хотел выразить не только свою верность Христу, но и свою сильную любовь к церкви. Выше Павел пишет о своем отношении к верующим в Фессалониках, как об отношении отца и матери к своему ребенку. Для него сам факт спасения дорогих для него людей, принявших Евангелие через его служение, был не менее важен. Другими словами для него была важна не только похвала от Господа, но и сами спасенные люди, с которыми он разделит вечную радость перед Богом. Поэтому Павел самих верующих называет своим венцом и радостью, и славой. Это радость благовестника о спасенных через его служение людях. О ком вы будете радоваться на небесах? Здесь важно не впадать в крайности, т.е. выбирая между похвалой от Бога и радостью о любимых людях, принимать и то, и другое во внимание, ничего не отвергая.

Подведем итог рассуждениям о венцах. Венцы являются метафорическим обозначением определенных наград от Бога. В Новом Завете упомянуты венцы жизни, правды, славы и похвалы. Венец жизни является выражением означающим вечную жизнь. Венец правды означает совершенную праведность, которую Бог дает в ответ на веру. Венец славы и венец похвалы являются славой и похвалой соответственно. Венец жизни, правды и славы получат все верующие. Слава верующих на небесах будет различной. Похвалы удостоятся те верующие, которые достойно следовали за Христом и совершали вверенное им служение. Эти венцы являются Божьим ответом на веру, терпение, любовь, смирение и служение христиан. Бог, таким образом, подбадривает Своих детей следовать Его заповедям с радостью и надеждой вознаграждения.


[1] Экзегетический дайджест. Послание Иакова / Под ред. Р.Л. Томаса – Новосибирск: НББС, 2006 – с. 21

[2] Dwight Edwards, Call to Completion / Пер. с англ. – http://bible.org/article/2-timothy-call-completion (Дата обращения — 05.04.2011)

[3] Э.П. Клоуни, Первое послание Петра – СПб.: Мирт, 2001 – с. 208

Похожие статьи

Comments are closed.