Не знать истории – значит всегда быть ребенком. И.В. Шайфулин

Слова Цицерона и сегодня звучат актуально. Инфантилизм вообще, как незрелость, отсталость в развитии, некая «детскость», – конечно же, явление хоть и нездоровое, но встречающееся довольно редко. «Исторический» же инфантилизм, к сожалению, наблюдается гораздо чаще, что печалит, потому что без знания своего прошлого сложно – если вообще возможно – правильно представлять себе как свое настоящее, так и будущее. В связи с этим, а также отвечая на многочисленные вопросы типа «а что хорошего почитать по истории ЕХБ», хочу рекомендовать замечательное исследование Т. Никольской, посвященное русскому протестантизму. Постараюсь объяснить причины моего внимания именно к этой книге.

Казалось бы, сегодня нет дефицита в публикациях по истории русского евангельского движения: за прошедшие полтора-два десятилетия их вышло немало. Это благодатная почва для исследования, так как лишь сравнительно недавно стало возможно не только изучение этого вопроса, но и свободное издание работ на эту тему. Так что обилие публикаций вполне объяснимо, как и интерес к теме зарождения и формирования протестантизма на российской почве – важно знать свои корни. И все же, несмотря на множество материалов, а возможно, как это ни странно звучит, и благодаря этому множеству, изучение истории российских евангельских церквей наталкивается на серьезную проблему. Значительная часть книг написана с апологетической точки зрения, это в определенной степени ответ на обвинение со стороны господствующей идеологии – то православной, то атеистической – в чуждости, а значит, и враждебности, протестантизма русскому человеку. «Русский – значит православный». Ответ на эту максиму играет большую роль в представлении истории евангельского движения в России. Таким образом, возникает проблема подобной литературы, которая заключается в том, что история представляется в искаженном виде, в виде, служащем определенным конфессиональным целям. История в таком случае становится средством «патриотического» воспитания нового поколения, в том смысле, что прошедшее показывается преимущественно под выгодным углом. Но в таком случае, как писал Ключевский, история не сможет нас ничему научить (за что, снова по Ключевскому, мы будем наказаны). Именно поэтому я рекомендую книгу Татьяны Кирилловны, поскольку опубликованное ею исследование обладает важным качеством, отсутствующим у большинства других публикаций, – научной беспристрастностью.

Как можно заметить из названия, монография посвящена отношениям русских протестантов с государственной властью в ХХ веке, теме малоизученной и актуальной. Большинство конфессиональных историков концентрируют внимание на внутренней истории своей церкви и почти не рассматривают объективные процессы, определявшие государственно-церковные отношения. Еще реже можно увидеть серьезное изучение документов того периода. Все это вы встретите на страницах этого исследования.

Хронологические рамки, выбранные Т.К. Никольской, вполне объяснимы. Именно в 1905 году произошла легализация русских протестантов, и этот юридический статус в основном сохранялся за ними весь рассматриваемый в книге период. Однако русские протестанты все равно оставались гонимым меньшинством – сначала из-за доминирующего положения Русской православной церкви, а с конца 1917 года – из-за антирелигиозной политики Советского государства. Но именно в рассматриваемый период русский протестантизм окреп, стал самостоятельным религиозным явлением, сформировались его традиции и конфессиональные структуры. Чтобы понять, кем мы являемся сегодня, нужно изучать как раз этот период нашей истории.

Таким образом, монография Т.К. Никольской стала, на мой взгляд, явлением в широком ряду исследований по истории русского протестантизма. Академическая беспристрастность, анализ происходивших событий, стремление уйти от тенденциозности оценок, продиктованных конфессиональным статусом —  этим работа выгодно отличается от множества других. Ее можно смело рекомендовать, прежде всего, людям, по роду своей деятельности серьезно занимающимся изучением истории – преподавателям и студентам христианских ВУЗов. Эта книга вполне может быть одним из учебников, по которому мы должны изучать наше прошлое. Во-вторых, я советовал бы познакомиться с книгой служителям церкви. Важно правильно оценивать прошлое, чтобы избежать ошибок в будущем. Чтобы объективно оценить, кем мы являемся сегодня, необходимо посмотреть, кем мы были вчера. И, наконец, любой, кто желает глубже познакомиться с историей евангельского движения в России в ХХ веке, сможет получить много важной, полезной и интересной информации из этой книги, поскольку наряду с ее научным характером, она обладает и несомненными литературными достоинствами. Книга читается легко и свободно, и вы нисколько не пожалеете о потраченном времени.

Выходные данные книги: Никольская, Татьяна. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 – 1991 годах. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с.: ил. – (Территория истории, Вып. 2).

И.В. Шайфулин

Похожие статьи

Comments are closed.