Мы называем себя верующими. Расселл Филлипс

Отзыв о статье: “Мы называем себя верующими” (Журнал  “Pscychologies”, выпуск за март 2016).

Иногда покупаю журнал Psychologies. Судя по фотографиям, прорекламированным в нем товаров и по содержанию статей, аудитория преимущественно женская, но журнал, я считаю, очень хорошо «ловит волну» проблем и вопросов современного человека. Порой тематика статей прямо «в десятку» попадает.

Вот и в последнем номере статья о религии: «Мы называем себя верующими…». Статья задает вопрос: «Какое значение имеет религия лично для вас?». Дело в том, что мировоззрение такого журнала относится к современному, по сути атеистическому (или, по крайней мере, а-религиозному) постмодерну французского вдохновения. Истина не в Боге и не в науке, а в психологической «аутентичности»: найти и понять свое «я». А вот в России особенно сталкиваются с таким явлением, как пост-атеистическая религиозность. Вопреки теориям о секуляризации в таких современных странах, как Россия, Китай, Северная Корея, США и не только – религия не вымирает «как положено», а продолжает расти и играть значительную роль в жизни человека.

Разбирая тему, автор статьи, Юрий ЗPscychologiesубцов, различает внешнюю религиозность от внутренней, естественно в пользу второй. Основывает он различие на работе некоего Gordon Allport. Данное различие видит во внешней религиозности неосознанное подчинение и переложение личной ответственности на авторитетный институт церкви в лице священнослужителей в ущерб собственной совести. А внутренняя религиозность подразумевает внутреннюю работу, нравственность и толерантность. Мне очень понравились следующие слова: «Даже атеисты вряд ли будут отрицать величие и красоту центральной идеи христианства: жертву Иисуса Христа ради спасения людей».

И все-таки есть «но». Дело в том, что в этом различии скорее таится поиск косвенной пользы веры для этой жизни. Вера якобы не имеет значения столько в качестве веры в Бога, сколько исходя из той косвенной пользы, которую она приносит в сей жизни: «Тогда как именно нравственная работа составляет основу религиозности». Эта мысль почти дословно повторяет мысль Иммануила Канта, философа эпохи Просвещения. А на самом деле все наоборот: любовь к тому, кто рядом, основана на вере в Бога и на Его любви к нам. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Иоанна 4:11).

Еще хочу отметить, что различие между «внешней» и «внутренней» религиозностью строится на концепции о властной, авторитетной церкви-посреднике («приходская церковь»). Но ведь есть и более древняя и более современная концепция о церкви как о добровольной общине верующих. Такая церковь не является отдельным от меня посредником между мной и Богом, а эта церковь – мы, то есть церковь как сообщество тех, кто вместе практикует «внутреннюю» религиозность.

Похожие статьи

Comments are closed.