История церкви и современность, Хохлов И.С., интервью

Хохлов Игорь Сергеевич закончил Семинарию в 2016 г. В настоящее время несет служение пресвитера в небольшой церкви г.Брянска, а в Семинарии преподает курс по истории Церкви .
– Что
нового ты узнаешь, когда очередной раз готовишься преподавать курс по Истории Церкви?
Интересная особенность в преподавании
предмета «История Церкви» в том, что этот предмет обширный, многосторонний. Я
показываю братьям, что история имеет несколько направлений. Это и события, и
люди, и богословие, и миссии, и многое другое. В очередной раз, преподавая тему
«История ранней церкви», я делаю акцент на том, что все происходящее сегодня в
церкви – события, явления, идеи, – берёт
свое начало в период зарождения церкви. Как сказал царь Соломон: «Нет ничего
нового под солнцем», и это ярко видно в истории церкви. Когда мы обсуждаем
какую-то тему или события, братья часто говорят с удивлением, что похожее происходит
и сейчас, лишь с новым названием, с новой оболочкой. Сущность происходящих
сегодня процессов в церкви зародилась в первых веках существования христианской
церкви.
К примеру, возникновение каких-то
популярных современных идей или учений в церкви, можно увидеть в ранней церкви.
В ранней церкви была актуальной проблема гностицизма. Одной из сторон этого
учения является различие в отношении к содержанию учения Ветхого и Нового
заветов. Даже высказывалось, что есть бог Ветхого завета, а есть бог Нового
завета. Также и сегодня люди в церкви по-разному относятся к Ветхому и Новому
завету. Бог Ветхого завета – это гневный, строгий Бог, а в Новом Завете – Бог
любви, доброты и милосердия. Эти идеи популярны сегодня, хотя подобное
происходило уже в ранней церкви. Знание истории, того, как христиане отвечали на
эти сложные вопросы тогда, помогает нам сегодня объяснять в церкви взаимосвязь
и преемственность учения Ветхого и Нового Заветов. Или другой пример. Когда
возникает вопрос о роли епископата в церкви, что очень распространено в
некоторых конфессиях, понимание исторического контекста помогает увидеть развитие
этой идеи. В частности, её развитие связано с борьбой с разными еретиками,
претендовавшими на истинность своего учения, своих знаний, своего понимания
спасения. В ответ на это спрашивали, кто эти еретики, нужно ли их слушать, или
же нужно слушать руководство церкви. И, в какой-то мере, епископы заменили
апостолов. История помогает увидеть развитие множества подобных идей и
сформировать адекватное к ним отношение, сделать правильную оценку.
– Для
таких христианских конфессий как Православие и Католицизм, история их церкви
является большим авторитетом, частью Предания. Какую роль история церкви играет
для протестантов?
К сожалению, я наблюдаю
пренебрежительное отношение к вопросам истории. Я считаю важным изучение
исторического опыта и процессов, благодаря которым мы имеем то богословие,
какое мы имеем сегодня. Если, например, взять учение Отцов Церкви, то можно
заметить, что их труды, в большинстве своем, публикуют православные
издательства. Этим они показывают, что учение Отцов Церкви – это их наследие, а
мы оказались безродными. Но в своем курсе я показываю, насколько мы связаны с
ранними авторами своим учением, взглядами, пониманием основных вопросов
устройства и существования церкви. Я говорю братьям, что мы, баптисты, во
многом похожи на этих ранних авторов. Поэтому важно больше знакомиться с
трудами древних христианских авторов. Это помогает избегать ошибок прошлого,
учитывать опыт, не быть ущербными, как если бы у нас не было истории. Это и
наша история тоже.
– Как
ты применяешь знания, полученные от изучения истории церкви в своем церковном
служении?
Одна из тем, которую мы
обсуждали на этих занятиях, была связана с воцерковлением людей, то, как они
становились членами церкви. По опыту ранней церкви мы видим, что были
определенные занятия по изучению христианского учения. Затем, каждый учащийся
должен был пройти экзамен. Так и в нашей церкви мы проводим занятия по учению о
христианской вере. Эти занятия имеют очень серьезное, глубокое содержание; а
затем тоже проходит экзамен. В этом случае мы подражаем примеру ранней церкви.
С одной стороны, можно услышать, как люди возражают, ссылаясь на примеры из книги Деяний, в частности, как Филипп крестил евнуха, что никакого обучения не было перед крещением. Но можно узнать, что в ранней церкви изначально просто читались тексты из Нового и Ветхого Заветов. К этому чтению прилагались некоторые призывы, увещевания, советы. С течением времени, когда церковь дальше уходит от раннего христианства, когда не стало очевидцев жизни Христа и апостолов, проповедь становится более содержательной. Проповедь произносится на основании серьезного изучения текста, потому что люди все меньше понимают реалии Нового Завета. Возникает нужда более глубокого объяснения христианского учения. Наблюдая такую трансформацию в богослужении, в проповеди, мы можем сделать вывод, что и нам необходимо такое изучение. Наблюдая людей сегодня, можно увидеть, что люди плохо знают Священное Писание, плохо знают христианство. Сегодня существует множество заблуждений и разных учений о Боге. Эти знания формируют ложное представление о христианстве, с чем они приходят в церковь. Поэтому задача церкви научить всякого обратившегося к Богу истинам Писания и верному учению о Боге.
22.01.2021 г.