Говорит ли Бог сегодня? Швецов П.Б.

Многим знакома такая ситуация, когда на церковном общении кто-то говорит: «Бог мне сказал», «Бог открыл мне». И, зачастую, такая отсылка на личный духовный опыт перевешивает все другие аргументы, включая даже Библию, и ставит точку в разговоре. Нам остается лишь сказать: «Ну, если Бог открыл тебе, что можно против этого сказать»?

Подобные духовные переживания для некоторых христиан становятся высшим духовным авторитетом в поиске воли Божьей, хотя никто в этом открыто и не признается. Обсуждение этой темы становится предметом жарких споров. Можно сказать, она поднимает градус эмоций у участников подобных дискуссий. Причина в том, что эта тема затрагивает вопрос личных отношений с Богом. Попробуйте только усомниться в подлинности чьих-то «откровений», и вас тотчас сочтут за «законника», «книжника», чтущего только букву, а не дух. Вашу критику могут воспринять как личное оскорбление. И, напротив, очень духовными будут выглядеть те, кто получает подобные откровения от Бога.

Чтобы разобраться в этой теме, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов.

ЧТО ЗНАЧИТ “ГОВОРИТЬ”?

Говорить значит передавать информацию от источника к получателю различными средствами, доступными для понимания и ответа (отклика). Самое популярное средство общения – это язык,то естьустная передача информации. Множество примеров этому мы можем найти в Писании. Через слово сказанное Бог творил мир; Он разговаривал с первыми людьми Адамом и Евой, затем с патриархами и пророками. Бог говорил как напрямую (Быт.7:1), так и через Ангелов (Быт.16:9), через пророков (2 Пет.1:21). Бог наделил человека способностью разговаривать. От Бытия до Откровения мы видим, что речь – это самое распространенное средство коммуникации.

Информацию можно передавать и другими способами.

Язык жестов используют глухонемые. Именно жестами, не имея возможности говорить, Захария объяснил народу, что он видел видение в храме (Лк. 1:21-23).

Язык образов – это когда какой-то предмет что-то символизирует. Например, пророк Иезекииль часто использовал образы, чтобы передать народу весть от Бога.

Видения и сны подобны тому, как в кинотеатре перед нами проносятся картины и образы, а закадровый голос их комментирует (Быт.41:25).

И, наконец, письменная форма передачи информации – слово записанное. Можно сказать, что письмо — это метод передачи речи (языка) во времени и пространстве. Для такого способа характерна широта (охват) и его сохранность. Бог неслучайно избрал именно такой способ фиксации и передачи Своего Откровения. Глагол «запиши» довольно часто используется в Писании. Бог повелевает Моисею: «Запиши…», записывают также и другие: Иисус Навин, Исаия, Иеремия, Даниил, Аввакум и прочие. Устная традиция, опираясь на человеческую память, оказалась менее надежным средством передачи и сохранения информации, чем письменная. Поэтому неслучайно, что Библия,- Откровение Божье – это Слово записанное. По вдохновению от Духа Святого Слово было записано, Слово было собрано и по Божьему провидению Слово было сохранено в истории.

ЧТО ТАКОЕ “ОТКРОВЕНИЕ”?

Непосредственно с Божьим говорением связано понятие «откровения». «Откровение» выражает идею раскрытия Богом того, что было скрыто от человека. Почему оно было необходимо? По причине преграды, возникающей из-за того, кем является человек и Кто такой Бог. Человек – творение, Бог – Творец; человек – конечен, Бог – бесконечен; человек – грешен, а Бог свят. Из-за этих различий для познания Бога человеку необходимо Божье откровение.

Особое откровениеэто открытая Богом информация через избранных Им людей, она ведет к познанию Его намерений и характера. Откровение – это новое знание о Боге, которое ведет к отношениям с Ним!

Самая полная и совершенная форма откровения – это воплощение Иисуса Христа.

«1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1,2).

Особое откровение – Божье самораскрытие, конкретным людям в определенные времена и в определенных местах, дающее этим людям возможность познать Его характер и вступить с Ним в искупительные отношения («Христианское Богословие», М. Эриксон, стр.145).

Цель этого откровения — не просто информация, но знания о Боге, данные, чтобы привести к отношениям с Богом, к вере в Него. Для достижения этой цели Бог не открыл человеку абсолютно все знания («сокрытое принадлежит Господу»). Он дал только самое необходимое для отношений с Ним. Он не дал описание биографии Христа, его физические параметры. Такие подробности не имеют значения для веры, для отношений с Ним.

Откровение явлено через Писание. Из него мы узнаем о Боге и об отношениях с Ним.

«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим.14:24,25).

КАК МЫ МОЖЕМ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ?

Так называемые, «личные откровения» не являются явлениями, наблюдаемыми всеми, то есть не относятся к категории общего откровения. Следовательно, это либо особое откровение от Бога, либо тайная информация из другого источника, не от Бога (оккультная). Конечно, христианин должен отказаться от оккультного источника информации. Если же это особое откровение от Бога, то оно стоит на одном уровне с другим особым откровением от Бога – Библией. Но и с этим вряд ли согласится всякий здравомыслящий христианин. По этому поводу Уэйн Грудем пишет: «Никакой здравомыслящий харизмат не будет утверждать, что пророчество в наши дни является непогрешимым и безошибочным Божьим откровением». Тогда возникает вопрос, можно ли назвать подобные личные «откровения» «пророчествами более низкого ранга»? Они не стоят на одном уровне с богодухновенными пророчествами Писания и могут быть (и бывают) ошибочными. По сути, такие идеи утверждают те, кто слышит Божий голос и получает личные откровения сегодня. Они не ставят их в один ряд с библейским откровением, но считают их откровением более низкого качества. Но тогда в чем отличие? Его относят к категории «личных», к откровению иного рода, называют «личным водительством от Бога», «водительством Духа Святого».

ЧТО ЗНАЧИТ ВОДИТЕЛЬСТВО ДУХА СВЯТОГО?

Обычно, при употреблении слова «водительство» приходит на ум образ того, как кто-то кого-то куда-то ведет. Например, поводырь ведет слепого, водитель ведет машину, папа за руку сына. Удивительно, но на самом деле – это выражение очень редкое в Новом Завете, оно встречается всего лишь 2 раза (Рим. 8:14, Гал. 5:18).

В Рим.8:14: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» – апостол Павел говорит о двух, совершенно противоположных образах жизни. Есть жизнь по плоти (во грехе) и жизнь по Духу (в святости). Каждый истинно верующий христианин имеет Духа Святого, Который помогает ему жить свято (по Духу). «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:9, 10). Смысл этого текста в том, что «водиться Духом» значит жить свято!

В 5ой главе Послания к Галатам Павел также противопоставляет дела плоти (грехи) и плод Духа (святость). Таким образом, водимые Духом – это все христиане, поступающие (живущие) по Духу. Иначе говоря, живущие свято. Эти тексты не говорят, что христиане должны слышать физически ответ на вопросы: «Куда идти? Что делать?». Они говорят о жизни в святости. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5:18).

Но тогда кто мне скажет, что свято, а что нет? Как узнать, что угодно Богу, а что нет? Нужно ли нам слово Духа? Да, безусловно, нужно! Но только как мы его можем услышать?

Может быть, голос, видение, сны, откровения, чувства. Нет! Проблемы у нас возникают именно тогда, когда мы ищем «водительства Духа» вне Слова Духа! Поэтому, водиться Духом значит жить святой жизнью. Средство для водительства Духа – это Слово Духа, Писание.

Продолжение следует…

Похожие статьи

Comments are closed.