Экклессиология в послании к Ефесянам, Рехвальд Герхард

Бог создал человека для общения. Грех испортил поведение человека и исказил правила человеческих взаимоотношений. Благодаря закону еврейский народ сохранил некое общение с Богом, но все другие народы далеко отошли от замысла Божия. Не только личные отношения с Богом были разрушены, человек лишился правильного представления о взаимоотношениях в целом(см. Рим. 1:21-23).

Во все времена человек имел свой взгляд, каким должен быть образец религиозного общения. Во всех религиях и культурах всегда существовало собственное представление о том, как должна выглядеть культовая община,  каким образом правильно осуществлять общение с божествами.

Когда благая весть проникает в поместную культуру, новая христианская община никогда не возникает с чистого листа. Хотя люди каются и начинают новую духовную жизнь, они все равно привносят с собой свой культурный балласт. При благоприятных условиях изучение Библии преображает богословское мировоззрение. В первую очередь преображаются культурные и нравственные черты, находящиеся в резком отрицательном контрасте с библейским учением. Чаще всего вид и форма уже существующих социальных взаимоотношений получают широкое признание в общине. При этом, некоторые крайности и особенности каждой отдельной культуры могут попасть в сферу библейского обличения. Общие же закономерности общины, то есть правила того, каким должно быть общение, редко подвергается библейской проверке.

Библейские авторы были знакомы с этим вопросом. По этому поводу апостол Павел написал послание верующим в Ефесе. Новообращенные ефеской общины и члены церквей, уверовавшие благодаря миссионерской деятельности апостола и его соработников, были выходцами из языческих культов. Когда они уверовали, они получили спасение (Еф. 2:5). Павел посчитал необходимым написать Послание к Ефесянам. Это славное послание являет верующим величающую картину церкви. Именно для того, чтобы бывшие язычники, ранее имевшие лишь представления об общине языческого храма, теперь получают верное учение о новом общении в Иисусе Христе. 

Апостол Павел обращается к обществу хорошо знакомому с религиозной сферой. Храмы, боги и обряды были обычным явлением в их повседневной жизни. Павел не преподает им лекцию о философии религии. В целом, Послание к Ефесянам отличается своим доктринальным содержанием от остальных писем апостола. Причина этого и все другие особенности послания стали следствием намерении автора, он понимает религиозный фон тех, к кому обращается.

Павел пишет для аудитории греко-римской культуры и учит их о Церкви Иисуса Христа. В послании раскрываются две стороны, как устроить религиозную общину и как иметь общение в ней. Основные представления греко-римского мира и учение Павла имели некоторые точки соприкосновения, но различия в них преобладают. Греко-римский религиозный мир развивался из архаических и классических элементов греческой и римской религий. Объединяющее культурное смешение, развившееся после Александра Великого и известное как эллинизация, связало многие местные культы с различными мистическими религиями Ближнего Востока. Каждый греческий город являлся независимым городом-государством (полисом) со своим городским божеством-покровителем. Кроме того, многочисленные межгосударственные религиозные учреждения и священные места обеспечили широко распространившемуся греческому обществу возможностью иметь как религиозное, так и политическое  единство.

Городское божество служило объединяющим центром, определяло  идентичность. Религия была прямо связана с гражданской жизнью. Божества греческих городов выступали гарантами безопасности и, следовательно, были продолжением славы города. Греческие боги были достаточно имманентными. Они подвергались воздействию судьбы и имели человеческие черты характера. Отношение к богам было достаточно прагматичным. Люди ожидали помощи и поддержки в случае нужды. Обычно, служение богам никак не влияло на ежедневное поведение поклоняющихся. Религиозное участие было больше предметом ритуальной чистоты, чем связано с моралью или нравственностью. Частью этих ритуалов была сложная система правил омывания и очищения. Очищение также служило в качестве отличительного маркера для отделения священного от мирского.

Важную роль в религиозной жизни играли мистические культы. Многие из них были связаны с традиционными гражданскими культами. Особенный обряд посвящения придавал им характер личной религии. Решение получить посвящение являлось личным выбором человека. Так как этот обряд был известен лишь членам культов, никаких документов до нас не дошло. Философ Аристотель показывает, что значение обряда посвящения служит «не для того, чтобы научиться, но для того, чтобы испытать и войти в состояние».

Для понимания религиозной общины читателям послания к Ефесянам надо обратить внимание на два центральных элемента: во-первых, религиозное общество представляло собой общину единомышленников или клуб по интересам. Во-вторых, религиозные услуги удовлетворяли личные потребности или служили развлечением. Такое понимание религиозной общины во многом схоже с представлением о церкви, которым можно встретиться среди современных прихожан. Как во времена апостола Павла, так и сегодня люди строят свое понимание о духовном общении на основании культурного опыта и общепринятых религиозных представлений.  Вместо того, чтобы проверять свое поведение и нормы общения через призму библейских истин, прихожане вносят небиблейские ценности в общину верующих. Учение Апостола Павла в послании к Ефесянам это реакция на подобное вредное влияние. Павел показывает истинные ценности церкви. Он использует три подхода, чтобы раскрыть читателям верное понимание, чем должна быть  духовная община во Христе. В первой части послания он приводит онтологические аргументы (1:3-23). На фундаменте богословских ценностей он приводит телеологический аргумент(3:10). В конце послания, в качестве заключения и вывода, он завершает своё наставление функциональным определением общины верующих (гл. 4-6). Таким образом, структура послания двигается от библейских ценностей к назначению общины верующих и завершается практическим применением этих истин.

Павел преподаёт наставление о сущности церкви и, заодно, предлагает методологический подход. Тем же образом как Павел исправляет неверное представление о церкви в римско-греческой культуре, методика Павла подходит, чтобы проверить и оценить общину верующих в наши дни. Говоря об общине верующих, Павел описывает её, в основном, в четырех категориях. Её структура и организация являются органическими(сравнение с телом) и родственными  (сравнение с отцом, женой, детьми). Церковь имеет определенное состояние (состоит из своих, имеет полноту), ей дано поручение (быть согражданами, храмом).  

Все эти категории или аспекты отражают обязательства, возложенные Богом на верующих. Эта определенная сущность общины требует соответствующей ответственности. На образ жизни верующих должно влиять то, что они получили в новом положении во Христе.  

Они – домочадцы Божии, поэтому их обязанность жить соответственным образом.

Они – собственность Бога, поэтому их обязанность действовать в соответствии с этим фактом.

Они – жилище Бога, поэтому они должны доказать истинность этого факта.

Новое состояние во Христе, – быть в общине верующих, – имеет проявления во всех сферах жизни. Церковь не просто так существует. Церковь является одновременно и местом, и средством воплощения идентичности нового человека во Христе. Трёхсторонний подход Павла, – онтологический, телеологический и функциональный, – ведет верующих в этом направлении. Он задает нам три важных вопроса, помогающих нам сегодня оценивать и строить жизнь в общине. Онтологические аргументы Павла (1:3-23) говорят нам, кем мы являемся во Христе, но так же мы должны понимать и принимать остальных участников церковной жизни. Телеологический аргумент (3:10) показывает, для чего или с какой целью осуществляются взаимоотношения этих участников. А третья часть, функциональная(гл. 4-6), раскрывает принципы и способы, как и для чего собираются, как проводить общение.  

Comments are closed.