Действовать, а не реагировать, Рехвальд Г.Ф.


    Одно из обещанных благословений в Книге Второзаконие: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом» (Вт. 28:13). Опыт кризисов показывает, насколько плохо мы к ним подготовлены. Обстоятельства бросают нас, то в одну, то в другую сторону, подобно хвосту. Неподготовленность и беспомощность в кризисной ситуации знакомые ощущения, это переживают люди, как в наше время, так и в библейские времена.


         Три царя – Иосафат, царь Иудейский, Иорам, царь Израильский и царь Едомский – вышли на войну против царя Моавитского (4-я Книга Царств 3). Они посоветовались и выбрали дорогу через пустыню как один из способов атаки на врага (стих 8). Там в пустыне они и застряли без воды (стих 9). Когда им стало совсем плохо после трех дней без воды, наступил кризис, и они решили вспомнить о Боге. Они начали искать помощь от Господа. Кризис вынудил их искать волю Бога. Теперь, когда другого выхода уже не осталось, они готовы слушать Господа через пророческое слово.


         Иосафат, царь Иудейский, вспомнил, что надо делать: нужно найти пророка. Похоже, Иосафат был единственным, кто еще знал Писание и Закон Моисея, и поэтому он вспомнил, куда надо обратиться. Намного хуже положение было в Северном Царстве. Хотя пророк Елисей совершал свое служение в Северном Царстве, Иорам, царь Израильский, даже не вспомнил о нем. Только один из слуг царя успел напомнить о пророке.


         Когда пророк пришел, он сразу поставил всех на место. Оказалось, что Иорам, царь Израильский, не достоин внимания человека Божьего. Только ради присутствия Иосафата, царя Иудейского, потомка Давида, пророк, – а через него Бог, – обращает внимание на их бедствие.


         Елисей получает откровение от Бога и пророчествует. Пророчество происходило при любопытных обстоятельствах. К вопросу об игре гусляра вернемся чуть позднее. Пророческая речь состоит из двух частей. Первая часть (стих 16) дает повеление: «Делайте», – благодаря этому они спасутся, потому что Бог дает воду. Вторая часть содержит предсказание о будущем (стихи 18-19). Бог обещает победу над Моавом.


         Следующий стих 19 перечисляет цепочку действий. Обратите внимание на последовательность обетований победы («Бог предаст») и дальнейшее развитие («и вы…»). Перечисленные в 19-ом стихе действия не являются повелениями. Это пророчество о том, как цари будут действовать после победы, даруемой Богом, но эти действия крайние отвратительны. Такие методы ведения войны разрушают основу жизни населения, это запрещаются законом Моисея (сравните Вт. 20:19-20). Но, несмотря на предсказание греховного будущего, цари никак не реагируют на очевидное предварительное обличение, уже даже не говоря о покаянии.


         Дальнейшие события подтверждают суровую реальность греховного пренебрежения Богом. Бог дает воду, как раз в то время, когда в иерусалимском храме обычно приносят жертву благодарности (стих 20). Но в пустыне ни до, ни после победы над Моавом (стихи 24) ни иудеи, ни израильтяне не подняли голос благодарения Богу. И обличение также не приняли, а совершили то, что закон запрещает (стих 25). По крайнее мере, хотя бы теперь цари должны были понять, как точно пророк предсказал и Божью милость, и грех человека. Все их желание искать волю Бога родилось в кризисе, но стоило только протянуть им руку помощи, как они опять поступили по влечению греховной природы. Иосафат искал волю Божью, но сам оказался не готов проявить послушание повелениям Бога относительно военных действий. Библейские ценности заменяются израильскими и едомскими обычаями.


         В результате пророчество исполнилось, как со стороны Божьего обетования, так и со стороны человеческой испорченности. В итоге остаются одни лишь проигравшие. Три царя не получили плодов обетования Бога. Хотя Бог спас и благословил их, они так и не откликнулись ни благодарением, ни покаянием. Наконец, мерзость поступка царя Моава переполнила меру кощунств. В результате всех этих пренебрежений Богом осталось только негодование. Их кризис не иссяк, но ужесточил их греховное положение в удаленности от Бога и Его воли.


         Но всё могло быть совсем по-другому. Бог дал указание и ссылки, указывающие им нужное направление. Бог знал и оценил отступничество Иорама; Бог знал склонность Иосафата к греху, поскольку тот дружил с Иорамом (стих 7). Но несмотря на все эти отрицательные стороны, Бог проявил Свою милость и спасение. Но это избавление от кризиса, когда не было воды, пророк возвещает на наглядном поступке, преподающем важный урок. Вернемся к игре гусляра.


         Библейские пророки только в редких исключениях нуждались в посторонних предметах, чтобы произносить слово от Бога. Когда Бог говорит Своему пророку, пророчество дается по распоряжению Бога, а не из-за того, что пророк совершил какой-либо обряд. Пророк, пророчествующий при игре гусляра, это уникальный случай, но сама игра гусляра – не уникальное событие в книгах Царств. В Первой Книге Царств 16:23 Давид играет на гуслях для Саула. В это время Саул уже потерял свое право на царствование (1 Царств 16:1), а Давид был помазан стать новым царем (1 Царств 16:13). Когда в пустыне Едомской гусляра играет для Елисея, рядом стоят два царя из народа Божьего: Иосафат, находящийся под защитой потомственного благословения как потомок Давидов, и царь Иорам, уже лишенный всякого расположения от Бога.


         Елисей не нуждался в игре гусляра, чтобы получить слово от Бога. Игра на гуслях должна была указать на духовную атмосферу, в которой произносилась пророческая речь. Пророк указывал всеми силами на исторический урок, хорошо известный Иосафату и Иораму. Они должны были помнить судьбу их предков, их предшественников на престоле. И особенно известной им должна была быть история Саула и Давида в свете обетований, полученных каждым из них. Саул имел призвание от Бога, но своим непослушанием он потерял всё. «Иорам, узнаешь ли ты себя?» Давид также имел призвание от Бога, но за отступления ему пришлось раскаяться. «Иосафат, слышишь ли и ты этот призыв?»


         Цари не вняли намекам пророка и так они не усвоили преподанный урок. Саул и Давид получили обличения от пророка, такое же произошло с Иорамом и Иосафатом, отличие состоит лишь в отклике каждого из них. Давид погрузился в покаяние (2 Царств 12:16), а Саул даже пытался оправдываться (1 Царств 15:24). В пустыне Едомской никто не выбрал пример Давида, и они так и не усвоили наглядный урок пророка.


         Своим указанием на историю, на пример предков, пророк преподает важный урок, как справиться с кризисом, и не только с ним. На страницах Писания мы находим слова Божьи и нужно заблаговременно обращаться к ним. Цари отправились в путь, не посоветовавшись с Богом. Это напоминает нам и предупреждает нас сегодня о том, что мы не знаем о событиях завтрашнего дня. Не обманывайтесь, если сегодня еще не наступил кризис. Сегодня тот день, когда мы можем приготовиться на завтра. Вчера еще мы думали, что мы всё знаем и нам больше ничего не пригодится, и вдруг оказались в совсем других обстоятельствах и понимаем, что много чего упустили.


         Но и здесь пророк дает утешение: Бог еще говорит, Его слово всё еще доступно, только выучи свой урок! Обратите внимание на то, что Бог уже совершил, возьмите пример с библейских героев, вникайте в учение Бога. Утешение, обетование, спасение, провозглашенные пророком, содержат и обличение, ту неприятную истину о нашей склонности к непослушанию. На фоне библейских ценностей наше поведение никакого оправдания не имеет. Писание учит нас ценностям Бога и рисует реалистичную картину нашей испорченности.


         Если мы из слова Божьего принимаем только приятное, а призыв к послушанию и к покаянию не воспринимаем, то тем самым мы следуем примеру Саула. Непослушание уже не пожинает добрые плоды Божьи. Лишь покаяние и смирение, подобно Давиду, ведет к жизни в обетованиях Бога.


         Цари в пустыне искали слова от Господа. Пророк указал им на выход из кризиса. «Но этого мало пред очами Господа», – наглядным уроком пророк указывает на библейскую истину. Он указывает на потомка Давида. Тот же Бог и сегодня показывает на Сына Давидова, Иисуса Христа, провозгласившего слова спасения и обличения для каждого из нас, находящегося в кризисе, или же до или после него.


         Цари не отреагировали правильно и так потеряли всякую возможность правильно действовать. Они не усвоили важный урок. Я благодарю Господа, что история о пропущенном уроке сохранилась на страницах Писания. Так и для каждого из нас еще есть возможность извлечь свой урок и отреагировать, как от нас ожидает Господь.

Comments are closed.