Царство, которое приблизилось. Марк Жук

В наше время в евангельских церквях часто можно услышать проповеди о Царстве Божьем, однако спектр взглядов весьма широк. Верующие говорят о расширении Царства, о приближении Царства, о жизни в Царстве. С одной стороны, христиане молятся: «Да придет Царствие Твое» (Мф. 6:10); с другой стороны, они утверждают, что Царство Божье уже наступило, более того, что оно находится «внутри вас» (Лук. 17:21).
Мы явно нуждаемся в формулировке твёрдых библейских оснований нашего представления о Царстве. Конечно, тема Царства Божьего в Писании широка и многогранна, поэтому в этой заметке мы не будем рассматривать все аспекты Царства, но сосредоточим свое внимание на проповеди Иисуса Христа. О каком Царстве говорил Иисус в начале Своего служения?
В Евангелии от Марка написано: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15). В тексте Марка отсутствует непосредственное описание Царства. Лишь отмечено, что проповедь нашего Господа содержала провозглашение Царства Божьего, что Царство непосредственно связано с Евангелием, и что приближающееся Царство как раз и делает весть Иисуса по-настоящему радостной.
Само отсутствие определения Царства подталкивает к некоторым выводам. Во-первых, первоначальные читатели Евангелия от Марка были знакомы с этим понятием и имели определенное понимание Царства. Оно формировалось на основании пророческих книг Ветхого Завета, в которых много говорилось о Божьем Царстве на земле.
Во-вторых, проповедь о Царстве Божьем была тесно связана с ожиданиями иудеев. Неверно будет утверждать, что иудеи ожидали одного Царства, а Христос подразумевал другое. В таком случае проповедь Христа оказалась бы бесполезной и обманчивой. Когда действительно возможно непонимание, авторы евангелий стараются показать читателям, о чем именно идет речь. Например, в Ин. 11:12 Иисус говорит, что Лазарь уснул, и далее Иоанн поясняет: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:13). Если бы Иисус вносил некий новый смысл в понятие «Царство Божье», мы могли бы ожидать, что евангелист Марк об этом сообщит.
В соответствии с ветхозаветными пророчествами Израиль ожидал буквального земного Царства, в котором Царем будет Мессия. Здесь можно вспомнить обещания Бога Давиду: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7:16). Именно восстановления этого Царства ждали иудеи. О приближении этого Царства и говорил Иисус.
Однако, если Иисус проповедовал приближение буквального земного мессианского Царства, то почему с приходом Мессии-Царя это Царство не наступило? Здесь необходимо просто внимательно читать слова Христа. Фраза «приблизилось Царство Божье» не говорит о том, что оно наступило. Царство близко потому что пришел Царь. Сам Царь и провозглашает Царство. Но есть и условие наступления Царства – покаяние и принятие Царя. Без покаяния и веры невозможно войти в Царство Божье.
Это Царство было отвергнуто, потому что был отвергнут Царь: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8:31). От Него отвернулась не просто группа религиозных фанатиков, но религиозная элита: старейшины, первосвященники и книжники. Это те люди, которые ожидали Царства Божьего и Мессию-Царя. Это те люди, которые руководили процессом поклонения в Израиле и должны были бы первыми принять Царя. Именно они отвергли Его.
Что же будет с Царством? Оно наступит, потому что Царь придет снова. Иисус возвещает это на Тайной Вечери: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:25). Христос Сам ожидает этого Царства. Он не просто не отменяет Его наступление, но более того, дает гарантию, сообщая о «новом завете» (Мк. 14:24).
Таким образом, у нас нет никаких оснований утверждать, что в самом начале Евангелия Христос как-то изменил ветхозаветное понимание Царства Божьего. Он проповедовал ясную весть, которую люди понимали и на которую Иисус ожидал отклик – покаяние. Царь отвергнут, потому Царство тогда не наступило. Но это земное Царство Божье не отменено, оно наступит, когда Царь придет снова.

Comments are closed.