Брак Осии как наглядная проповедь (Осия 1– 3). Герхард Рехвальд

Первая глава задает последующий тон книги. Бог дает Осии повеление жениться на неверной женщине. Бог также дает указание для пророческого именования детей. Эти действия определяют основную тему книги: взаимоотношения Бога с народом выражены через брак Осии. Жена представляет народ в общем, дети – члены этого народа.

Бог сам толкует Свое первое повеление. Брак Осии и Гомерь является воплощенной прикладной проповедью – как Гомерь неверна своему мужу, так и народ грешит против своего Бога. Их грех в том, что они больше не следуют за Богом, а отступают от Него.

Именование детей открывает суды и приговоры Божьи. Имя первого сына – Изреель (что значит «Бог (рас)сеет»). Здесь, как и после имени остальных двух детей, Бог сразу дает разъяснительное толкование.

Город под таким названием упоминается в 4Царств 10:1-10. Там Ииуй отступил от Бога. Отступление заключалось в том, что он слишком кровожадно поступал. Оттуда теперь будет суд династии Ииуева, но не только через конец династии. Это историческое место (см. Суд.4; 4Царств. 23:29) будет и разрушительным для военной силы Израиля в день суда Божьего (Ос.1:5).

Рядом с объявлением о суде над руководством и военной силой, в стихах 7 и 8, идет следующий ребенок и его пророческое именование. Имя со значением «Не помилованный» (или «не буду более миловать») подтверждает пророческое высказывание первого имени. Приговор над северным царством окончателен – им нет прощения. Зато южное царство может еще надеяться на милость Божью, но это спасение никак не состоит в военной силе.

Третий ребенок несет имя самого окончательного приговора Бога: «не мой народ». Бог в Своем изложении имени даже говорит: «И Я не буду ‘Я есмь’ для вас». Бог забирает назад призвание, которым Он однажды наделил народ через Моисея (Исх.3:14).

Обвинение народа, которое прозвучало в наглядной проповеди брака, раскрывается в более глубокой степени через пророческое именование детей. Грех, который совершили руководители, поставленные Богом, ведет не только к их погибели, но и весь народ подвергает суду. Хотя Иуда спасется, дом Израиля уже более не может ожидать милость, наоборот, Бог полностью отказывается от него.

Стихи 10 и 11 заключают отрывок удивительным поворотом.  От греха (1, 2 + 4) через приговор и суд (1, 4 + 5 + 9) речь дошла до надежды. Бог осуществляет Свой суд до конца, но через суд Бог ведет к новому началу.  Обетование, которое Бог дал Аврааму (стих 10, см. Быт.32:12), напоминает о том, что Он верен Своему слову. И место, где произойдет суд, увидит восстановление разрушенного.

Отказ Бога от Своего народа наиболее неожиданное наказание. Поэтому и восстановление (тем более в единстве северного и южного народа (1:11) под единственной главой) подтверждается особым образом.

         Неверность матери, ее наказание и возвращение (2:1 – 23)

Бог выступает в качестве истца в судебном процессе. Он призывает присутствующих (место судебного процесса обычно было при воротах, оно являлось общественным местом) судиться и выдвигает обвинение. В качестве обвинения Бог называет блуд (во множественном числе, см. Ос.1:2; параллель с прелюбодеянием 2:2). Корень этого слова не только имеет значение «прелюбодействовать», но употребляется, и чтобы обозначить идолопоклонство (Иер.3:9). Неверность прелюбодеяния – вина Израиля в разрушении завета с Богом.

Бог угрожает судом (2:3). Приговор состоит в потере основания жизни. Плодотворная земля превратится в пустыню, и народ будет страдать от голода и жажды. Это будет наказанием жене за то, что она это жизненное основание не искала у своего мужа (стих 5). В чем она согрешила, в том и будет ее наказание.

Бог ревнует Свою избранницу. Он вмешивается в ее пути и ставит на нем преграды, чтобы она через это задумалась (стихи 5+6).

Хотя Бог имеет все причины устроить суд против народа, который разрушил завет, Он все-таки хочет приобрести его назад. Бог всегда заботился о Своем народе и дал обильное богатство, как об этом говорит перечисление продуктов в стихе 8. Только Бог – источник всех материальных ценностей.  Но народ в своем благосостоянии ослеп. Люди живут в благословении, а не понимают, откуда оно (стих 8). И еще хуже этого, они используют дары Божьи, чтобы славить идолов.

Поэтому Бог в наказание убирает то, что Он дал. Народ – как неверная жена – нарушил завет верности Богу. Теперь Бог перестает давать жене то, что Он обязан давать как муж. Он больше не дает пищу (стих 9: хлеб и вино), и Он больше не заботится о ее физических нуждах (стих 9: шерсть и лен). Его наказание охватывает все. Праздники, во время которых они веселись перед идолами, – Бог заканчивает вместе с ними. Виноградные лозы и смоковницы, растения богатых и зажиточных, – Бог придает разрушению.

Приходит разоблачение за все эти годы служения Ваалу. В свое время Ахав внедрил служение Ваалу, во многих местах строили жертвенники.  Хотя Илия смог одержать победу на горе Кармиле (3Царств 18), люди продолжали поклоняться Ваалу, за это многократное служение Ваалу Бог теперь и наказывает.

В стихе 13 Бог обобщает все грехи народа. Они не следуют за Богом (см. 1, 2) и выбрали другого вместо Него. «Забывать» является противоположным понятием для «знать», основополагающего понятия для завета (Осия 4:6). Народ разрушил завет с Богом, как Бог уже в своем обвинении заявил (2:2).

Восстановление и надежда (2:14 – 23)

Этот отрывок начинается словом «за то». Это выражение открыло в стихах 6 и 9 слова наказания. Третье проявление этого выражения не приносит наказания, а повествует о надежде и восстановлении. Бог ведет свою неверную жену в отделенное место, чтобы далеко от вмешательства других поговорить с ней в любви.

Здесь прозвучит воспоминание о тех временах, когда Бог уже прежде общался с народом в пустыне во время странствования. Стих 15 раскрывает эту картину дальше: виноград в пустыне, как приносили соглядатаи; долина Ахор (Иис.Н. 7:26), которая была памятником непослушания, станет воротами надежды. События исхода и путь в обетованную землю служат примером того, как Бог в будущем с народом поступит.  «Тот день» в стихе 16 показывает на неопределенное время в будущем, день в будущем, когда неверная жена вернется домой.

Там она забыла мужа, теперь она зовет его мужем.  Теперь она «знает» его. Слово «Ваали» – двусмысленное. Кроме названия божества, это слово значит «Господин, муж, хозяин». В контексте брачной связи здесь видна перемена от чистого супружества к взаимоотношениям в любви.

Если стих 16 еще говорит о браке, тогда стих 17 уже говорит об идолослужении. Удаление имени не только значит, что его больше не употребляют в богослужении. Имя будет полностью уничтожено, буквально до того, что уберется любая надпись и изображение. В этом будущем времени Бог снова выступит в Своей роли мужа. Он возьмет на Себя ответственность заботиться о Своей жене, поэтому Он заключит завет для безопасности. Защита от зверей и от людей восстановит то, что сотворило с ними наказание (стихи 12) и восстановит обетование, которое Бог дал через Моисея (Вторз. 28). Это восстановление не будет обновлением старых отношений. Обручение в стихе 19 смотрит на это, как на совсем новое начало, которое исходит от Бога. Характеристика этого нового отношения отражает характер Бога, то есть правду и суд, благость и милость, верность в вечности. Знать и испытывать все эти свойства Божьи, это и значит действительно познать Бога. Когда таким образом Бог восстановит отношения с народом, тогда и будет обеспечение всем для жизни (стих 22), и пища (хлеб) и удовольствие (елей). От Бога («я услышу» стих 21) идет непрерывная цепь через небо и землю в культуру к Израилю, она замкнутая и места для Ваала не остается.

Полное восстановление после всего наказания может значить только одно: Бог обращается в благодати к тем, которых Он наказал. Заслуга не в послушании народа, а в благодати Божией. Все приговоры, выраженные в именах детей Осии, в стихе 23 превращаются в надежду. Бог больше не рассеет (Изреель), а посеет, Бог помилует и примет народ, который Он однажды отверг, а теперь вернулся к Нему.

 Искупление жены: образ окончательного возвращения Израиля

Предыдущий отрывок выразил надежду на будущее восстановление. Глава 3 воплощает сказанное в пророческое действие. Осия наглядным примером через отношения со своей женой провозглашает живую проповедь. В первой главе это еще проповедь о грядущем суде, теперь же это проповедь надежды.

В отличие от первой и второй главы, теперь речь идет в первом лице от имени Осии. В ходе вышеупомянутой структуры главы с 1 по 3, развитие текста переходит от сопоставления мужа и жены (Бог и народ) к тому, что Бог в любви влечет к Себе отпавший народ. Изменение с третьего лица (общего) к первому лицу (личному) подчеркивает настрой отрывка.

Повеление Бога еще раз идти за женщиной указывает на то, что после брака и рождения, по крайне мере, трех детей прошло определенное время.  Нет причины предполагать, что здесь шла бы речь о другой женщине. Её имя не называется. Если третья глава не продолжает первую главу, тогда нужно было бы отличить вторую женщину от Гомерь.  В свете темы книги различные женщины в первой и третьей главе, сделали бы проповедь Осии бессмысленной. Глава 2 как раз говорит о том, что Бог влечет к Себе ту неверную жену (2:14).

Бог любит свой народ. А народ отвернулся от Бога и нашел свое удовольствие в языческих обрядах (виноградные лепешки ср. Иер.7:18). Осия выкупает свою жену. Цена соответствует выкупу рабыни или культовой блудницы (Исх. 21:32; Лев. 27:4). Через выкуп женщина станет собственностью Осии. Она в его полном распоряжении. Осия дает строгие повеления для ее поведения. Она должна расстаться с прежним образом жизни. В то же время Осия отказывается от того, чтобы исполнить свою супружескую обязанность близкого отношения. Это будет знамением для народа, что он на определенное время лишается всех политических, военных и религиозных учреждений, всего того, что Бог поставил для жизни и развития народа. Это наказание будет испытанием, которое в конце возвратит народ к Богу. Поиск народа не только направлен к Богу, но и к Давиду. «Взыскать» несет значение «узнать волю (Божию)» и связано с концом стиха 4. Поиск относительно Давида (см. также 1:11 «одна глава») говорит о том, что будущее народа твердо связанно с обетованием, данным Давиду. Восстановление отношений с Богом произойдет в рамках этого обетования.

Похожие статьи

Comments are closed.