Бог есть свет, Федоткин М.Г.

Пробовали ли Вы когда-нибудь ходить по своей квартире в полной темноте? Обычно это не является большой трудностью, так как нам хорошо известно расположение практически всех предметов в нашем доме. А теперь представьте, что Вам нужно пройти в темноте сквозь помещение, в котором Вы никогда не были? Это задача уже намного сложнее. Ведь на нашем пути может встретиться всё, что угодно, причем чаще всего это будет для нас неожиданностью. Соответственно скорость нашего передвижения резко уменьшится и, скорее всего, мы не избежим определенных травм или ушибов. Однако всё изменится, если у нас будет источник света. Мы будем прекрасно видеть, что ожидает нас впереди, сможем своевременно предпринять определенные действия, чтобы избежать трудности или неприятности на нашем пути. Причем это справедливо не только в смысле перемещения в пространстве, но также и в смысле устройства нашей жизни. Нам нужны ясные ориентиры, маяки для нашей жизни, нам нужно понимать то, как строить нашу жизнь и т.д. Сегодня предлагаются самые разные ответы на эти вопросы. Причем дают их не только представители различных религий, но и наука: психология, социология, медицина, философия и др. Каждый из них предлагает своё решение, проливает свой «свет». Библия также не обходит вниманием вопросы фундамента нашей жизни. Вот что пишет апостол Иоанн:

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы».  (1 Ин. 1:5).

Для множества язычников времён Иоанна, знакомых с греческой и римской мифологией, это утверждение апостола было поразительным. У них были боги, которые могли лгать и жульничать, боги распутные и бесстыдные, боги язвительные и злобные по отношению к людям, сварливые и оскорблявшие друг друга. Люди привыкли думать, что у богов смешанная природа, как и у них самих, только в большем масштабе. В них легко сочетались такие качества, как добро и зло, милосердие и жестокость, чистота и разврат. По мнению людей, эти  боги состоят из света и тьмы. Противостояние света и тьмы было повсеместным мотивом в древних религиях, как и сегодня, когда свет представляет положительную ценность, а тьма – отрицательную.

Всякий раз, когда люди творят своих богов, они творят их по своему нравственному образу (см. Рим. 1:21-23). Конечно же, некоторые из языческих философов отвергали такие приземленные представления о богах и полагали, что божественная природа превыше людских страстей и слабостей; и все же их философские умозаключения были столь же бессильны искупить человечество от врожденной любви к тьме и греху. Гностические философы пытались либо смешать эти два царства света и тьмы, либо считали, что они уже настолько просвещены, что царство тьмы больше не угрожает им. В виду характера и условий общения с Богом, Который есть свет, ни то, ни другое предположение невозможно. Бог, будучи Сам чист и непорочен, не может соглашаться или иметь общение с чем-либо, что противно Его природе.

Весть, которую провозглашает Иоанн, он не сам придумал. Он воспринял ее от самого Бога. Бог есть свет. Это – положительное утверждение. Нет в Боге никакой тьмы – это отрицательное утверждение. Что же Иоанн имеет в виду, говоря, что Бог есть свет? Интересно, что в Ветхом Завете мы можем найти множество подобных описаний Бога и Его действий.

Так, столп огненный вел Израиль в землю обетованную, являясь одновременно знаком присутствия среди Израиля Господа и знаком защиты от всех, кто желал уничтожить Израиль. (Исх. 13:21-22; 14:19-25). В Пс. 26:1 евреи пели: «Господь – свет мой и спасение мое». Божье слово и Божий закон также рассматривался в качестве света на пути любящих наставление (Пс.118:105, Прит. 6:23). Божий престол в видении пророков был окружен ярким светом, так что даже серафимы закрывали свое лицо (Ис. 6:1-3, Иер. 1:4, 13, 26-28). У пророка Аввакума Божий свет ассоциируется со спасением (Авв. 3:3-4). Исайя говорит, что Раб Господень будет «светом народов» и распространит спасение даже «до концов земли» (Ис. 49:6). В грядущем веке сам Господь будет светом для Своего народа (Ис. 60:19-22, Откр. 21:23-24).

Таким образом, свет ассоциируется с откровением, которое люди принимают верой и спасаются. У Иоанна мы найдем то же самое. Тьма у апостола – это не просто отсутствие света, а само зло (Ин. 3:19), отсутствие истины (1 Ин. 1:6; 2:8) и, как следствие, жизнь без цели, подобная блужданию во тьме и полная грехов (Ин. 8:12; 12:35, 46; 1 Ин. 2:9, 11). А свет – это откровение истины, принятие которой приводит к спасению и вечной жизни (Ин. 1:4, 9; 8:12).

Таким образом, мы можем выделить две основные составляющие выражения «Бог – есть свет»: просвещение и открытость.

1. Просвещение.

Все мы слышали выражение: «Ученье – свет, а не ученье – тьма». В определенном смысле это то, что пишет Иоанн, только он говорит не об учении человеческом, а об истине, открытой нам Богом. Бог не только источник истины, Он Сам является Истиной. То есть Его определение греха, жизни, смерти, Его замысел относительно человека и многое другое являются для нас эталоном, по которому нам следует оценивать всё в нашей жизни: наши поступки, мысли, желания и т.д.

Свою истину Бог открывал через избранных Им людей, называемых пророками. Основной задачей пророков являлось дать людям информацию о Боге и Его требованиях. Иными словами, цель – это просвещение. Множество таких пророчеств провозглашалось устно, и лишь необходимая часть из них по повелению Бога была записана. Так мы и получили Библию. Целью обоих видов откровения являлось донесение до человека информации о Боге. Причем инициатива в этом процессе всегда исходила от Бога. Человек был лишь воспринимающей стороной.

Однако информация и знания могут быть разными, как в смысле своего содержания, так и в отношении источника знаний. И это играет определяющую роль для веры. Именно качество информации, ее достоверность и истинность, могут сделать веру спасающей, истинной, или глупой, бессмысленной, фанатичной и многой другой. Поэтому люди желают убедиться в истинности веры – учения, прежде чем принимать ее. К сожалению, у большинства людей имеется собственное представление об истине. Поэтому в мире существует великое множество верований и религий. В отличие от всех этих верований и религий христианство базируется на абсолютной истинности Бога и Его Слова – Библии.

Большинство современных людей не верят в существование абсолютной истины. Для многих истина относительна. С одной стороны, причина этого кроется в том, что окружает человека. Так, мы постоянно спорим с другими людьми о правильности тех или иных поступков, о справедливости тех или иных решений, о верности тех или иных научных теорий и гипотез. Находясь во всем этом многообразии и сталкиваясь с неспособностью переубедить других, люди чаще всего находят успокоение в признании относительности истины. Для меня истина – одно, для него – другое, и оба мы правы. В определенной степени это продолжение человеческого бунта против Бога, когда человек решил стать подобным Богу и присвоил себе право определять, что есть добро, а что – зло (Быт. 3:5, 22). «То, что я считаю правильным, то и является истиной», – так рассуждают сегодня люди.

С другой стороны, на протяжении истории люди не раз меняли свое представление о мире и свои критерии оценки истинности. Связано это с неполнотой знаний. Мы прекрасно понимаем, что, чем больше мы знаем, тем полнее у нас картина мироздания. В то же самое время мы понимаем, что достичь абсолютного знания мы не в состоянии. Следовательно, по мере совершенствования знаний наша картина мира будет постоянно меняться, а значит, будут меняться наши критерии оценки. Поэтому и не существует абсолютной истины, раз нет совершенного знания.

Но так ли это на самом деле? Если нет абсолютной истины, то ничто не истинно. То, что считается истиной сегодня, может легко перестать быть ею завтра. Такая плавающая шкала истинности лишает какого-либо смысла любой поиск истины. Но как тогда людям жить? Как оценивать свои и чужие поступки? При отсутствии абсолютной истины это невозможно. Следовательно, необходим критерий истинности, необходима точка отсчета, относительно которой будет оцениваться абсолютно всё. И таким критерием, такой точкой отсчета является Бог, потому, что Бог есть свет. Истинность Бога верующими не ставится под сомнение. Более того, Писание часто называет Бога Судьей, Который будет судить всю вселенную. И этот суд будет производиться по Божьим критериям.

Поэтому, если строить свою жизнь в соответствии с Божьей истиной, по Божьим критериям, то это и означает жить в свете. Ведь тогда становится понятным, что правильно, а что – нет. И такая оценка не изменится с течением времени. Что же произойдет, если отказаться от Божьей истины?

Как писал Д.Карсон (Карсон Д. Призыв к духовной реформации. С. 212 – 213.): «В наши дни бытует представление, что вера – это одно из возможных мнений. Верующий ты или нет – это твое личное дело. Это определяется твоими склонностями и возможностями, и речь совсем не идет об абсолютной истине. Но авторы Нового Завета, включая апостола Павла, так не считали. Они стояли на том, что Бог объективно открыл Себя, причем открыл не только в далеком прошлом, но и в их время в Своем Сыне Иисусе Христе, которого Он воскресил из мертвых. Не проявлять полного повиновения Христу – это не значит реализовывать свою религиозную свободу или просто «не верить», как сегодня принято говорить. Это сознательное неподчинение, нравственный бунт. Превозносить личное мнение, личные склонности и личные приоритеты над главенством Бога, Который с несравненной добротой, терпением и любовью так могущественно явил нам Себя, – это грех. Не верить такому Богу и такому откровению – значит почитать только себя, поклоняться только себе и своим близоруким мнениям. Одним словом, это возмутительный бунт».

Такой бунт приводит к тому, что человек не знает, поступает ли он сейчас правильно, или нет (ведь критерии оценки могут в любой момент измениться). Даже наше законодательство может быть изменено до такой степени, что разрешенное сегодня становится запрещенным завтра.

Человек не знает, какова цель его жизни, потому что каждое поколение ее переосмысливает; не знает, к чему приведут те или иные поступки в будущем и т.д. Иными словами, человек блуждает во тьме неведения, незнания, отказавшись от Божьего просвещения.

Это подобно тому, как если бы мы пытались прочитать книгу, находясь в темной комнате без света. Вроде есть важный и интересный текст, способный научить нас чему-то, но узнать содержание книги невозможно, так как не видно страниц и букв. Мы, конечно, можем попытаться догадаться, о чем эта книга, какие советы в ней содержаться, но это будут только наши фантазии. Вот чему подобна жизнь человека, отвергающего Бога, Который сотворил этот мир и сотворил нас, Который по этой причине лучше нас знает, каков конец истории человечества и в чем смысл нашей жизни.

Другая важная особенность, соответствующая понятию «свет», это правильно понимать ту информацию, которую ты получил. В школе многие из нас просто зазубривали какие-то вещи, не понимая их смысл и значение. Многие ли из нас понимают, для чего мы изучали производную? Зачем нам синусы, косинусы? Мы учили определения, сдавали их, но не понимали суть этих вещей. Поэтому для нас они не являлись и не являются ценными. Аналогично и с Библией. Человек без Божьей помощи не в состоянии правильно понять ценность Божьего откровения. Смысл текста он может понять, но вот по достоинству оценить его – нет, если Бог не поможет ему увидеть эту ценность и значимость. Вот почему многими, как говорил апостол Павел, проповедь Божьих истин воспринимается в качестве безумия (1 Кор. 1:23).

Задайте себе вопрос, на каких принципах строится моя жизнь? Что лежит в основе моего мировоззрения? Какой результат я получил, живя так? Иногда даже христиане могут отходить от того, что говорит Библия, строя свою жизнь частично на мирских принципах. Вот некоторые примеры. «Наглость – второе счастье». «Как относятся к тебе, так и ты относись к другим». «Не обманешь, не проживешь». И многое другое.

В противовес этому Писание призывает нас изменять свое мышление, чтобы оно соответствовало тому, как на всё происходящее смотрит и как оценивает Бог. А это невозможно, если Библия не будет нашей основной книгой, если мы не будем читать ее постоянно и регулярно.

Что же делать, когда мы видим, что наша жизнь строится не так, как того желает Бог? Нам нужно открыто признать это, а не скрывать. Точно так, как Бог ничего не скрывает и всегда действует открыто.

2. Открытость.

Причем эта открытость была всегда. Бог творил открыто, Бог наказывал также открыто, благословлял, проклинал, не делая из этого тайны. Чаще всего Бог заранее предупреждал людей о чем-либо и обычно предлагал выход из сложившейся ситуации. Более того, Бог открыл Себя людям через откровение в Иисусе Христе. Именно в этом смысле Он и является Светом. Даже само слово «откровение» говорит нам об открытости Бога по отношению к людям.

От нас ожидается то же самое по отношению к Богу. Нам не стоит скрывать что-либо от Бога, особенно, если учитывать, что это бесполезно: Он и так всё знает совершенно. Однако люди не желают этой открытости, потому что дела их злы (Ин. 3:19). И даже когда появляется свет, они ненавидят его, потому что не желают, чтобы их дела были раскрыты (Ин. 3:20).

Это затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Мы не хотим, чтобы наши грехи стали известны. Мы готовы пойти на всё, чтобы скрывать их как можно дольше. Мы готовы обманывать других людей и даже себя, играть определенные роли, носить маску, только бы не взглянуть по-настоящему на корень наших проблем. Мы многое скрываем от друзей и  родных, чтобы никто не знал какие мы на самом деле. Нам неприятны люди, которые обличают нас. Нам не нравятся книги, в которых не поддерживается, или даже осуждается наш образ жизни. Представьте себе, что вы живете в комнате, где горит очень слабый свет. Такой приятный, уютный полумрак позволяет не замечать очень многих вещей: грязь на полу, стенах, одежде, пыль на мебели, грязные руки и т.д. И если вдруг в таком месте зажечь яркий свет, чтобы все стало видимым, то это вряд ли доставит нам радость. Скорее всего, нам захочется потушить такой свет или как минимум уменьшить его яркость.

Мы не хотим быть открытыми, потому что это делает нас беззащитными перед другими. И даже в церкви среди верующих мы имеем такой же страх. Но парадокс в том, что пока мы защищаем сами себя притворством и обманом, мы оказываемся по-настоящему беззащитными перед Богом. А когда мы открываемся перед Богом, то Он становится нашей защитой. Поэтому рассказывайте Богу обо всём: о грехе, с которым не можете справиться, о проблеме, которая тяготит вас долгое время, о человеке, с которым вам тяжело общаться и о многом другом. У верующих есть великая привилегия обращаться к Богу в любое время и в любом месте, будучи уверенными, что Бог слышит их.

Обращайтесь к Богу, чтобы Он изменил вас, очистил вас, исправил то, что вы не в силах исправить. При этом помните, что чем ближе мы к Богу, тем меньше мы грешим, но тем больше мы ощущаем свою греховность. Поэтому не стройте свою жизнь на своих ощущениях, доверяйте слову Божьему, которое говорит: «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Слова Иоанна, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы», являются основанием всей христианской жизни. Бог пребывает в вечном свете, будучи Сам светом. И Он предлагает нам эту жизнь – жизнь с Самим Собой. И не просто предлагает, но и дает возможность достигнуть этой жизни и способность иметь её уже сейчас. Откровение истины, которое нам дал Бог, позволяет увидеть правильный жизненный путь. У нас есть возможность встать на этот путь и следовать по нему, благодаря очищающей силе жертвенной крови Христа. От нас требуется признать истинность Божьих слов, и открыто исповедать перед Ним наши грехи, признаться в своей немощи. Именно такой реакции ожидает от нас Бог. Следование за Богом – это путь во свете, а любое ответвление от этого пути – это путь во тьме и во тьму.

Поэтому будьте открытыми перед Богом, стройте свою жизнь в соответствии с Его словом, чтобы иметь общение с Богом и жить с Ним.

Похожие статьи

Comments are closed.